Заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира и многократный чемпион России по борьбе самбо, Дмитрий Шишкин рассказывает о секретах победителей, своих наставниках и учениках.
Леонид Почекин, «АиФ в Туле»: Как вы оказались в большом спорте?
Дмитрий Шишкин: В девять лет я сам пришёл в секцию дзюдо и попросился на занятия. Тренер сказал: «Приноси справку от врача и в семь вечера приезжай на тренировку». Я пошёл в поликлинику, терапевт глянул на меня и заявил: «Дам тебе справку в бассейн, в секцию лёгкой атлетики – куда угодно, только не на борьбу. Мал ещё». Это меня сильно расстроило, но от своей идеи я не отказался – записался в лыжную секцию. Там «поднатаскался», окреп, а через год опять пришёл в спортзал с твёрдым намерением заняться борьбой.
– Долго шли к первым серьёзным победам?
– В процессе я сменил дзюдо на самбо, потому что ни в одну из весовых категорий дзюдо я «не вписывался». Самбо в этом плане более универсальный вид спорта. Одним из первых моих значительных достижений стало участие в первенстве СССР среди юношей. Детские победы – самые яркие и запоминающиеся. После финального поединка я чувствовал себя абсолютно счастливым. Я поверил, что смогу добиться большего, смогу выстоять, преодолеть себя. Эта вера, пожалуй, самое главное качество в любом виде спорта.
– Тем не менее, в чемпионате мира вы впервые приняли участие достаточно поздно…
– Да, в 27 лет. После распада Советского Союза национальный спорт был задвинут «в долгий ящик». Я зарабатывал на жизнь сторожем. В 1997 году в моей жизни произошла глубоко личная трагедия – погиб мой тренер и наставник Виктор Иванович Лысенко. Он всегда верил в меня, в мой потенциал, говорил, что я обязательно стану чемпионом. Когда Виктора Ивановича не стало, я твёрдо пообещал себе, что обязательно выйду на ковёр чемпионата мира, чтобы отдать ему дань памяти и уважения.
Борьба с первых секунд
– Самбо зародилось в СССР. Вряд ли зарубежные спортсмены других стран могут составить серьёзную конкуренцию российским самбистам.
– Опасное и вредное заблуждение. Самбо было и остаётся одним из самых популярных видов спорта на постсоветском пространстве. В каждой стране СНГ есть своя школа. Со своими корифеями, тонкостями, спецификой. К каждому выходу на ковёр нужно долго и серьёзно готовиться, ведь ты идёшь туда, чтобы победить. С первого раза стать лучшим у меня не получилось. В 1998 году в Калининграде я занял третье место. Позже понял свою ошибку – нужно было с первой минуты идти в атаку, а я осторожничал, пытался «прощупать» соперника. Ценой этой ошибки стала бронзовая медаль. Один из моих тренеров Владимир Николаевич Бородаенко сказал, что в самбо борьба начинается с первых секунд. После первого чемпионата мира я понял, что значат эти слова. Проводил по 12 тренировок в неделю и в 1999 году завоевал золото на чемпионате мира в Испании, а год спустя – в Киеве.
– То есть ожидания своего наставника вы полностью оправдали?
– Об этом судить не берусь. Но искренне надеюсь, что мои учителя хотя бы иногда вспоминают меня добрым словом. Григорий Зиновьевич Щеглов тренировал меня в Куйбышеве, Юрий Фёдорович Борисочкин – в молодёжной сборной СССР. Это по-настоящему уникальный человек, с его подачи я пробежал единственный в своей жизни марафон – в Армении, в 1990 году. 42 километра по пересечённой местности, под дождём. 30 я «отмахал», почти не напрягаясь, а вот оставшиеся 12 стали настоящим испытанием. Но я смотрел на тренера, которому было хорошо за 40 – он бежал наравне с 20-летними пацанами, и делал это так легко, что мне стало стыдно. Григорий Щеглов, Юрий Борисочкин, Виктор Лысенко и Владимир Бородаенко – с ними самбо стало моей жизнью, каждому я искренне благодарен.
– Теперь вы и сами готовите будущих чемпионов…
– Ваши слова – да Богу в уши. Я третий год работаю тренером-преподавателем в спортивной школе олимпийского резерва «Юность», тренирую две группы ребят в возрасте от 7 до 15 лет. Подготовить чемпиона – как вырастить дерево. Требуется время и долгая, упорная работа: физическая и психологическая. Каждый из моих воспитанников настоящий боец, прежде всего по духу. Это главное. Технику можно наработать, но без воли к победе самый техничный боец обречён на провал.
В моём детстве 1 сентября на линейке в секции самбо стояли по 50–70 новичков. И сейчас эта борьба по-прежнему популярна. Хорошим подспорьем стали смешанные единоборства, ведь самбо – одна из базовых основ этого вида спорта. Бои по смешанным единоборствам очень популярны, это целая философия, спортивная и духовная. Я рад, что у молодёжи в кумирах бойцы мирового уровня. Главным своим тренерским достижением я считаю успехи сына. Денису 14 лет, а медалей уже больше, чем у меня.
– Как вы считаете, могут ли юные туляки добиться успехов в спорте? Хватит ли для этого профессиональных тренеров?
– Спорт – это всегда диалог. Тренер передаёт своим ученикам накопленные знания и навыки, а они отвечают ему своим упорством, временем, настойчивостью. Происходит обоюдный обмен. И если одна из сторон не готова к этому обмену, результата не будет. Если спортсмен готов долго работать над собой, выполнять все рекомендации своего наставника, а тот, в свою очередь, готов вкладывать в будущего чемпиона свои знания, опыт и своё время – у такого тандема всё получится. В этом плане Тула, на мой взгляд, весьма преуспела. Наши спортсмены успешно выступают на соревнованиях различных уровней, завоевывают медали, а вместе с этим растёт профессионализм и уровень востребованности их наставников.
Спорт – это всегда диалог.
– Однако, многим родителям просто не по карману дорогостоящие спортивные секции…
– Да, в борьбе телевизора и холодильника всегда побеждает холодильник. Но если говорить серьёзно, то занятия в муниципальных спортшколах для ребят абсолютно бесплатны. Конечно, все расходы бюджетом не покрываются, вот и приходится родителям скидываться на форму, на транспорт для соревнований и прочие нужные вещи. Случается, что тренеры за свой счёт оплачивают топливо или аренду автобуса для выезда на мероприятия.
К слову, зарплата тренера в городской спортшколе не превышает 30 тысяч рублей. Это максимальная цифра – большинство моих коллег зарабатывают от 15 до 25 тысяч в месяц. За такую зарплату работают только энтузиасты – люди, которые не представляют своей жизни без спорта.
Самбо – это искусство
– Сами часто тренируетесь?
– Конечно! Если тренер не в состоянии самостоятельно выполнить какой-то элемент – как он может требовать это от своих воспитанников? Стараюсь тренироваться каждый день, с удовольствием провожу тренировки для сотрудников силовых ведомств. Хочу не только передать свой опыт, но и чему-то научиться у них. Самбо – созидательный и очень красивый вид спорта. На каждой тренировке я открываю для себя что-то новое. Самбо – это не только борьба, но и искусство.
– До перехода на тренерскую работу вы трудились в администрации Тулы, возглавляли стадион «Арсенал»…
– В 2015 году я возглавил муниципальное автономное учреждение «Арсенал-Тула». Незадолго до этого тульский «Арсенал» вернулся в систему профессиональных лиг. Под руководством Дмитрия Аленичева команда добилась серьёзных успехов. Стало ясно, что для полноценного развития футбола Туле нужна хорошая площадка.
Тогда Центральный стадион находился, мягко говоря, в удручающем состоянии. Ремонта и серьёзного обслуживания требовало буквально всё: от футбольного газона до трибун, раздевалок и инженерных коммуникаций. Требовались деньги, а возможности городского бюджета были скромными. Предстояло привести площадку в порядок силами 15 человек. Задача казалась невыполнимой.
Стадион открылся в 1969 году. Это была по-настоящему народная стройка, сотни туляков, что называется, на голом энтузиазме, после работы брали в руки инструменты и строили спортивную арену. За свою полувековую историю стадион реконструировался всего один раз в 1996 году, для соответствия требованиям УЕФА. Мы провели большую работу. На стадионе установили новое светодиодное табло, отремонтировали подтрибунные помещения, раздевалки, сделали косметический ремонт на западной трибуне, обновили газон, установили ограждение.
– Вы видите развитие спорта в Туле и области?
– Безусловно. В районах области строятся и открываются ФОКи, в Туле ремонтируются спортивные школы, закупается оборудование, появился ледовый дворец. Да и финансирование тульского футбола вышло на новый уровень – за несколько лет «Арсенал» превратился в одну из сильнейших футбольных команд страны. Для меня, как для самбиста, особенным событием стало начало строительства Центра единоборств на Калужском шоссе. Там будут тренироваться представители самбо, дзюдо, греко-римской борьбы, бокса, рукопашного боя. Новая площадка рассчитана на 2000 посадочных мест – эта цифра соответствует нормативам для проведения первенств, чемпионатов России и официальных международных соревнований. Надеюсь, что скоро мы сможем наблюдать за схватками лучших бойцов России и других стран.
– Чего, на ваш взгляд, не хватает тульскому спорту?
– Как бы банально это ни звучало, - денег. Укрепление материально-технической базы, организационные расходы, проведение спортивных мероприятий – всё это требует серьёзных финансовых вливаний. На проведение соревнований, на организацию поездок наших спортсменов в другие города, на повышение квалификации тренеров и преподавателей – на всё нужны деньги. Хотелось бы, чтобы эти моменты были учтены. Спорт, как и любая другая сфера, должен развиваться всесторонне. Строительство и ремонт ФОКов – это прекрасно, но эти объекты не должны простаивать «мёртвым грузом». Хорошая, комфортная, современная площадка должна быть востребованной. Туда должны идти люди, о ней должны знать и говорить.