Примерное время чтения: 5 минут
624

Золотые яйца. Из-за чего стоимость продуктов растёт день ото дня?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ-Тула" 07/07/2021
Кирилл Романов / АиФ

Цены на продукты вновь взлетели. Куриные яйца - под сотку, морковь за сотню, гречка за 80 рублей и больше… В то же время цена на бананы почти не изменилась.

Мы вступили в долгосрочный период роста цен на продовольствие, который продлится до 2030-2035 годов?

Три причины

Причин происходящего несколько. Среднее значение индекса потребительских цен продовольственной и сельскохозяйственной международной организации в мае составило 127,1 пункта, что на 5,8 пункта или 4,8 процента выше показателя за апрель и на целых 36,1 пункта или на 39,7% выше показателя за тот же период 2020 года. 

«Этот майский прирост является самым большим месячным приростом с октября 2010 года, - поясняет кандидат экономических наук, доцент РУТ (МИИТ) Дмитрий Преображенский. - Значение индекса продовольственных цен растёт уже двенадцать месяцев подряд, достигнув своего самого высокого уровня с сентября 2011 года. Столь резкий рост, зафиксированный в мае, обусловлен скачком цен на масла, сахар и зерновые на фоне некоторого роста цен на мясомолочную продукцию. В результате за год кукуруза подорожала вдвое, сахар — в полтора раза, цены на продовольствие выросли до максимальных за семь лет отметок. Кроме того, прогнозируется, что продукты будут дорожать во всех странах мира вследствие программ по борьбе с изменением климата. Из-за того, что всё больше топлива производится из возобновляемых источников, происходит увеличение спроса на кукурузу, сою, пальмовое масло и сахар.

Вторая причина - ослабление рубля и рост инфляции в России и экономически развитых странах мира. Российское сельское хозяйство нуждается в иностранных семенах, технологиях и лекарствах. Их удорожание ведёт к росту цен на сельхозпродукцию. За последние 10 лет доля семян иностранной селекции в российском сельском хозяйстве заметно выросла, говорится в докладе «Селекция 2.0» Высшей школы экономики и Федеральной антимонопольной службы. 

Так, доля посевных площадей кукурузы, засеянных зарубежными семенами, выросла с 37 до 58%, подсолнечника - с 53 до 73%, а по семенам сахарной свеклы, которые в 90-е года практически не завозились, зависимость составляет 98%. 

Третья причина -  усиливающаяся монополизация рынка продовольственных товаров и диктат сетевых гигантов. В 2021 году изменения на этом рынке значительно ускорились.

Готовьтесь, люди, скоро новый виток роста цен. И не последний.
Готовьтесь, люди, скоро новый виток роста цен. И не последний. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Так, 18 мая вторая по размеру торговая сеть «Магнит» объявила, что покупает сеть «Дикси». 19 мая торговая сеть «Лента» приобрела российский филиал торговой сети «Billa». Недавно сеть «Лента» купила региональную сеть «Семья» (действует в Пермском крае). Компания «Яндекс» планирует приобретение «Азбуки вкуса» для объединения с принадлежащей ей «Лавкой». Из-за снижения конкуренции сети позволяют себе выставлять те цены, которые посчитают нужным. Ценообразование сложно контролировать, а регулирующие органы имеют недостаточные полномочия для их изменения. Представители руководства торговых сетей аргументируют рост цен объективными факторами – продовольствие активно продаётся производителями за рубеж, внутри страны крупные агрохолдинги увеличивают отпускную цену.

Кстати, с конца прошлого года правительство предприняло ряд мер по стабилизации цен. Среди них: заморозка цен на сахар и подсолнечное масло установление квоты на экспорт зерна, новый механизм регулирования цен на социально-значимые товары. Но, как видно, этого недостаточно для стабилизации стоимости продовольственных товаров.

Ряд аналитических центров в России и за рубежом считают, что мы вступили в долгосрочный период роста цен на продовольственные товары, который продлится до 2030-2035 годов». 

«В магазинах нашей сети цены могут быть разные даже на один товар, - прокомментировали на горячей линии «Пятерочки». - Это зависит от местоположения, наличия организаций с аналогичным перечнем товаров, а также закупочной цены».

На горячей линии «Дикси» пояснили: «цена формируется исходя из расходов на транспорт, персонал, открытие новых объектов....»

В «Магнит» заявили, что такого рода информация не разглашается, поэтому получить ответ можно только отправив запрос на официальную почту компании. Там пока думают, как ответить.

А где контроль?

«По поручению Правительства ФАС России усилила мониторинг цен на социально значимые продукты питания, - сообщил руководитель Тульского УФАС Юрий Елагин. - Отчёты о результатах мы еженедельно направляем в ФАС России». 

По поручению ФАС региональным Управлением проводилась проверка производителя куриного яйца из-за роста цены на этот продукт. Пока нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Стоит отметить, что антимонопольные органы не имеют полномочий наказывать торговцев за повышение цен.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах