В день своего столетия ветеран Великой Отечественной войны, боевой лётчик и Почётный гражданин Тульской области Николай Иванович Кульпов пообщался с прессой. Рассказал о первом полете, французских летчиках из «Нормандии-Неман» и о том, как надо идти за своей мечтой.
Сергей Гусев, tula.aif.ru: Как вы себя чувствуете в сто лет?
Николай Кульпов: Я и не заметил, как годы пролетели. Такие горячие встречи, не думаешь о возрасте. Пока ноги ходят, слава Богу. Даже танцуют. Голова работает.
Этот день с каждым годом становится всё более значимым. Не только в моей жизни. Ведь какой след война оставила на судьбе многих поколений. В День Победы я был на фронте, в самолете. Когда закончилась война, мы всё равно продолжали боевое дежурство. Привыкли уже к такому распорядку.
– Как дожить до ста лет и оставаться оптимистом, в хорошей физической форме?
– Я с детских лет в работе. В селе же рос. Семья большая, а у меня в основном сестренки. Я - старший. Мать с отцом работают, а я остаюсь дома и помогаю сестренкам. То что-то перенести, то грядки вскопать. Потом каждую неделю ходил учиться в текстильный техникум за 25 километров.
Я же из Ивановской области, там все основные - текстильные производства. Когда учился на четвертом курсе, был старостой. Вдруг приходят инструкторы из аэроклуба. Спрашивают: кто, ребята, хочет летать? Большинство записались. Директор за голову схватился: кто же у меня будет мастерами текстильного производства, если вы все станете летчиками? Но мы одновременно учились теории производства и летали в аэроклубе. Мне очень понравилось.
Первый раз, когда я сел в самолет, взлетел, конечно, с помощью инструктора. Потом он доверил мне управление. А у меня самолёт всё время уходит то влево, то еще куда, никак в горизонт его не выправлю. Инструктор говорит: ты ему не мешай, он и сам без тебя летает. Наконец, я стал самолету чуть-чуть помогать, почувствовал, что он летает свободно. Только мои глаза ему нужны были.
Я потом ещё переучивался в Перми на знаменитом Иле. Начал бомбить, стрелял, всегда на переднем крае. У нас, штурмовиков, очень результативная была работа. Наземные войска любили штурмовиков, мы хорошо им помогали уничтожать фашистскую нечисть на переднем крае.
– Вы воевали вместе с французами из эскадрильи «Нормандия - Неман». Что о них вспоминается сейчас?
– Они были истребители, прикрывали нас. Мы дружили. Питались в одной столовой. Стояли же на одном аэродроме. Веселые такие, слушали иногда вечерами, как наши с гармошкой выходили. И сами хорошо пели.
– А что пели?
Они – своё. А мы – наши революционные песни. «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед, чтобы с боем взять Приморье – белой армии оплот».
У нас в части были девушки. Они частушки любили. Но времени на всё это оставалось не много. Уставали. Я на штурмовике летал. Иногда по пять боевых вылетов в день. Это сильно выматывает. Но пять – редко. В основном два – три вылета, иногда четыре. Все же ещё зависит от погоды. Когда погоды нет, отдохнешь. Но летать я любил. Даже просился в другую группу для дополнительного вылета. Иногда, случалось, брали.В День победы я был на фронте, в самолете. Когда закончилась война, мы всё равно продолжали боевое дежурство.
– Вы же и после войны сохранили верность армии.
– Когда стал командиром эскадрильи, служил на Дальнем Востоке, учил летать других. У меня двенадцать летчиков было. Мы поддерживали высокую боеспособность. И днём, и ночью летали. Американцы же всё время нарушали. Мы в океан к ним, там их сопровождали, гоняли. Потом летал на сверхзвуковых самолётах. На заводе в Комсомольске-на-Амуре облётывал сверхзвуковые самолёты Су-седьмой и Су-девятый.
– Вы рады, что учились по мирной специальности, а стали в итоге военным человеком?
– Я об этом мечтал и когда был мальчишкой. В то время же были первые стычки с японцами, на Халхин-Голе, Хасане. Я с восхищением смотрел на военных. Но рос в деревне, и военная карьера казалась недосягаемой. Но жизнь распорядилась иначе, в мою пользу.
Ранее сообщалось, что Николая Кульпова поздравили со столетием не только туляки, но и президент РФ Владимир Путин. Кавалер ордена Красной Звезды воевал и с немцами, и с американцами. Он последний советский пилот из тех, что участвовали в Корейской войне.