Примерное время чтения: 9 минут
503

Всё дело в лётчике. Журналист - о заповедном Лебяжьем и солнечной Алма-Ате

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ в Туле" 31/10/2018

Один из корифеев тульской публицистики Константин Шестаков – гость нашей редакции.

«К человеку взываю««

«АиФ в Туле»: Как вы пришли в профессию?

Фото: Из личного архива

Константин Шестаков: Случайно. Я тогда с отцом был в Казахстане. Он работал доцентом в Павлодарском индустриальном институте, я учился в школе. В 1966 году окончил её и поступил на завод учеником модельщика. Всё свободное время посвящал книгам и боксу. Я тогда довольно успешно выступал в первом полусреднем весе. Однажды двое моих ровесников - Валера Хижняк и Володя Чалышев - пришли брать интервью у «знаменитости». Мы разговорились, подружились. И довольно скоро они привели меня в газету «Звезда Прииртышья» - центральную газету Павлодарской области, где я тогда жил и работал. Товарищи предложили мне попробовать что-то написать. Попробовал.

Первая заметка, за которую мне даже сейчас не стыдно, называлась «К человеку взываю» - так же как спектакль школьного Театра чтеца, созданного молодой учительницей литературы. Яркий, талантливый  был спектакль, его даже по телевидению показали. И заметка моя тоже была достойная. После её выхода мне захотелось более основательно освоить газетное дело. Я уволился с завода и устроился простым рабочим в филиал типографии им. Павла Васильева, где выпускали бланочную продукцию. Я разматывал 200-килограммовые бумажные рулоны, собирал отработанные линотипом строчки, засыпал в котёл и переплавлял их, в общем, выполнял разнообразную подсобную работу, а свободное время проводил в газете «Строитель», которая занимала несколько комнат при типографии. Это была многотиражка треста «Павлодарпромстрой». Издание выходило трижды в неделю. Главным редактором был  военный лётчик Андрей Васильевич Портной. Он вместе с корреспондентом Иваном Зосимовым и фотокорреспондентом Борисом Сатиным помогали мне осваивать азы журналистского мастерства. По заданию редакции, в своё свободное время, я ездил по павлодарским стройкам, брал интервью, фотографировал. Почти в каждом номере многотиражки стали выходить мои статьи. А лучшие материалы печатала областная русская газета «Звезда Прииртышья» и казахская «Кызыл ту».

Досье
Константин Шестаков, литератор, журналист, краевед. Родился 28 марта 1949 года в Туле. Окончил Казахский государственный университет им.С.М.Кирова. Работал в районных, многотиражных, областных газетах. Возглавлял литературное объединение при Тульском машиностроительном заводе. Был консультантом Тульского губернатора по областным СМИ, руководителем пресс-службы Тульской епархиальной археологической экспедиции.

Но период моего ученичества продолжался недолго. По рекомендации Андрея Васильевича Портного мне, а также моим «крёстным» Володе Чалышеву и Валере Хижняку предложили поработать штатно в районной газете «Ленинский путь».

Втроём мы отправились на родину великого русского писателя Всеволода Вячеславовича Иванова - в посёлок Лебяжье, располагающийся в 80 километрах от Павлодара. Старинное село, домов в два этажа всего три или четыре. В одном из таких домов нам выделили целую квартиру. Мы спали на тюфяках посреди большой пустой комнаты. Столом нам служил чемодан. Ели в столовой, а умываться ходили на Иртыш. Чудесные были дни.

В Лебяжьем мы познакомились с великим евразийским поэтом Жанаталапом Кабиденовичем Нуркеновым. Казах, писал на русском языке. Мы называли его Женькой. Он работал в «казахской части» районной  газеты. Так было в каждой редакции: два коллектива - один пишет для русскоговорящих, другой - для казахов. К сожалению, Жанаталап уже покинул нас… Но память о нем живёт. Известный композитор Владимир Фоменко, живущий в Туле, написал на стихи Нуркенова три песни, две из которых вошли в фильм-поздравление президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву от коллектива музея-усадьбы «Ясная Поляна». Фильм удостоен благодарности.

Маузер Дзержинского

- Павлодарская область - территория, на которой поколение за поколением живут множество этнических общин…

- Да, в основном выселенцы - чеченцы, ингуши, немцы Поволжья. Их привозили в степь, огораживали участок  колючей проволокой - стройтесь! А как строиться в песке? Летом плюс 40, зимой минус 40. Многие погибли, не успев обрести крышу над головой. Я как-то отправился в качестве журналиста вместе с милицией в ночной зимний рейд. Видел, как подбирали пьяных с улицы - затвердевших в той же позе, в которой их угораздило рухнуть, чтобы забыться последним сном. Руки и ноги не сгибаются - их, как замороженную рыбу, грузили в милицейскую машину.

Очень многие выселенцы не выдерживали таких условий, погибали… А те, кому всё-таки удалось выжить, обосновались, выстроили дома. Жили обособленно: их поселения так и назывались - Чеченский край, Ингушский край, Немецкий край.

Фото: Из личного архива

Когда город с развитием промышленности и строительством  алюминиевого и тракторного заводов начал стремительно расширяться, новостройки подступили к поселениям. Я знаю, что до сих пор старое чеченское кладбище стоит во дворе многоэтажек. Власти собирались перенести его, а землю отдать под строительство, но пришли кавказские старики в обком КПСС и сказали: мы не будем вам мешать строить на месте кладбища дом, но когда построите и заселите, он взорвётся. И власти отступили. Не захотели делать ещё одну несправедливость по отношению к пострадавшим от репрессий народам.

Вторыми по численности в Павлодаре были высланные из Поволжского края немцы. У них выходила своя газета «Дружба» на родном языке, был свой театр. Моими одноклассниками в школе были два немца - Артур Маркус и Нелли Фельдт. С ними я совершенствовал свой немецкий, а с казахом Лекером Бекмагомбетовым занимался казахским.

Фото: Из личного архива

В Павлодаре можно было встретить самые необычные персонажи.

Я познакомился с полковником колчаковской армии. Он работал, не поверите, сторожем на промбазе. Старый уже был, лет за 80. Глаза оловянные. Всё рассказывал про Петроград, как гулял по Невскому с барышнями. После разгрома Колчака бежал в Китай и вот вернулся на родину умирать. В Центральную Россию деда не пустили, определили на жительство в Павлодар.

Я вспомнил про полковника колчаковской армии, но также в Павлодаре жил соратник председателя ВЧК Дзержинского по фамилии Копп. Он показывал маузер, который получил лично из рук Феликса Эдмундовича. Старых чекистов тоже убирали на окраины империи, как отработанный материал.

И сестра Марины Цветаевой Анастасия долгое время жила в Павлодаре. И это теперь часть истории, которой павлодарцы гордятся.

Ну а то, что знаменитые актёры Алексей Булдаков, Владимир Ерёмин и Людмила Мальцева начинали свою карьеру, занимаясь в студии и играя на сцене Павлодарского театра имени А. П.Чехова, думаю, многим известно…

- Расскажите о работе в тульских газетах.

- В областной молодёжке я отвечал за освещение работы милиции, за военно-патриотическое воспитание. Оборона Тулы, ветераны, призыв в армию - это были мои темы. Благодаря работе я познакомился и подружился с удивительными людьми - Героями Советского Союза. С Алексеем Арсентьевичем Рогожиным, лётчиком-штурмовиком, который был шесть раз сбит, вместе с самолётом тонул в Днепре, но остался жив. С Африкантом Платоновичем Ерофеевским - единственным в мире лётчиком, совершившим 1250 боевых вылетов. Ерофеевский дважды перебрасывал советского разведчика Николая Ивановича Кузнецова через линию фронта. Удалось пообщаться с Борисом Ивановичем Ковзаном - он единственный в мире лётчик, совершивший четыре тарана, оставшись живым.

Не дозволено цензурой

- Каково было во времена цензуры работать внутри такой, по определению мало располагающей к открытости сфере, как оборонка?

- Непросто. За нами тщательно следили и всё записывали: «К. Шестаков в таком-то номере такой-то газеты допустил такую-то неточность…». К концу года по результатам этих записей можно было запросто лишиться премии и получить статус без пяти минут «невыездного», в смысле - за границу. И мудростью нашей славной пословицы про «лучше перебдеть, чем наоборот» в этой ситуации не получалось воспользоваться. Я думал: пойду-ка, как умный человек, первым к цензору - посоветуюсь, как именно писать. Не спасло ситуацию: «К. Шестаков в таком-то номере ЧУТЬ БЫЛО не допустил такую-то ошибку…». Напротив моей фамилии всё равно ставили минус.

Доходило до смешного. Я пишу о том, как милицейский наряд задержал преступника - вора. Причём случай анекдотичный. Патрульные тогда разъезжали не на машинах с мигалками, а на обычном, неотличимом от гражданского транспорте. И вот такое авто тормозит на улице подозрительный товарищ с мешком наперевес - просит слёзно подбросить его до ближайшей станции, дескать, жутко торопится. А он, оказывается, обобрал квартиру, мешок набил награбленным. И, чудак, сам остановил правоохранителей и сел к ним в машину.

История - красота. Но мне говорят: «Что-то ты слишком много внимания стал уделять таким историям? Хочешь, чтобы на Западе подумали, что у нас преступность выросла?».

Всё это сегодня, конечно, кажется смешным. Но, представляя себя тогдашнего, улыбка исчезает. Особенно когда вспомнишь, что по такому абсурдному поводу могли выцарапать материал из номера, уже готового для подписки в печать и отправки в типографию. И сроки поджимают.

Вот тогда, конечно, обхохочешься…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах