Примерное время чтения: 7 минут
221

В переводе с эмоционального. Тульский медиатор о буллинге и умении говорить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. "АиФ-Тула" 31/08/2022
Романов Кирилл / АиФ

Как в современном мире урегулируют конфликты, что волнует детей сегодня и как вести себя родителям агрессора, рассказала медиатор и социальный педагог Светлана Оськина. 

Досье
Светлана Оськина. Родилась 18 октября 1975 года в Туле. Доцент кафедры теории и методики образования ТулГУ, социальный педагог, вице-президент Межрегиональной детской общественной организации «Юный друг закона». Окончила исторический факультет ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В 2010 году защитили кандидатскую диссертацию. Замужем, есть сын.

Сохранить нейтралитет

Антонина Афанасьева, «АиФ в Туле»: Светлана Владимировна, слово «медиатор» относительно человека для русского уха пока непривычно. Кто же это такой?

Светлана Оськина: Это посредник в урегулировании конфликтов. Более 10 лет в нашей стране действует Федеральный закон 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Процедура применяется в гражданских, административных, трудовых и семейных отношениях, бизнесе.

- Медиатор - это всё же не психолог, есть отличия…

- Да, безусловно, мы используем психологические приёмы. Но в позиции медиатора главный принцип - это нейтральность. Это коммуникатор, который поддерживает диалог между сторонами, направляет их к взаимовыгодному решению. Медиатор произносит практически то же, что и одна из сторон, переформулирует это в положительном плане. Так как у другой стороны нет эмоционального отношения к медиатору, то из его уст он уже по-другому это слышит.

- Почему люди не могут сами договориться?

- Люди часто обижаются, а потом начинают надумывать. Если человек чувствует свою вину, то ему, как правило, ещё сложнее - он не знает, как выразить свои чувства, с чего начать. То есть нам мешают наши эмоции. А ещё мы часто не умеем вести диалог, исчезает умение структурировать свою речь. 

- Договориться можно всегда?

- Есть ситуации, которые считаются немедиабельными. Например, мама настраивает детей против отца или у участников конфликта нет точек пересечения.

Беда педагога

- Вы встречались с детьми, подвергшимися травле в школе?

- Да. И не раз. Например, мальчик подвергался травле шесть лет, талантливый, сильный духом. И я не понимаю, где были педагоги. У родителей была позиция: ты взрослый, это жизнь, ты должен это сам пройти. Он пошёл в школу не со своим возрастом, был меньше остальных, началось с игр, где-то он проиграл, и дальше закрутилось. В конечном итоге весь класс его унижал морально, а бывало и физически. После очередной драки мальчика перевели в другой класс, и это прекратилось, там нашли другую жертву. 

- Не от того ли это всё продолжилось уже с другим ребёнком, что педагоги просто не обращали внимания?

- Нельзя винить учителя, это комплексная проблема. Когда я училась в университете, да, думаю, и сейчас также, нас никто не учил, как работать с такими ситуациями. Эта скорее беда педагога. 

Одна из важных задач педагога – работа с детским коллективом по его формированию. В советское время были разработаны замечательные методики, которые не теряют актуальности сегодня, естественно их надо адаптировать.

Элементарное педагогическое наблюдение может предотвратить развитию «жестких отношений» между детьми.  Когда я работала в школе, был случай: захожу, а у учеников вошло в привычку каждый урок отодвигать стул у одного из одноклассников. Вроде безобидная шутка, но могла перерасти в травлю. Я сначала побеседовала с хулиганом: почему ты это делаешь? из-за чего тебе так весело? Мы поговорили, ситуация себя исчерпала. Так что пресекать это возможно, но если классный руководитель работает с детьми и владеет необходимыми навыками.

Есть сложные дети, которые хамят в лицо. И тут от бессилия учитель тоже срывается на крик. Невысокий уровень владения арсеналом необходимых навыков учителя связан с разными причинами - одни не хотят, другие не могут. Нагрузка на учителей сегодня колоссальная - подготовка к экзаменам, уроки, документооборот.

В советское время были разработаны замечательные методики, которые не теряют актуальности сегодня

Власть даёт ресурсы

- Откуда в детях такая жестокость?

- Здесь не может быть однозначного ответа. Самая распространённая причина - это неустроенность в семье. Ребёнок зеркалит родителей, то есть жёсткое обращение с ним, когда он не может ответить взрослым, он переносит на своих одноклассников. Путь страха - это самый лёгкий путь, через который можно самоутвердиться. Власть даёт дополнительный ресурс. У меня был ученик - отличник, который организовал целую сеть - один отдавал ему обед, другой носил вещи, третий оплачивал поездки в транспорте и пр.

Ещё может быть ситуация, когда жертва превращается в жестокого агрессора, вставая на путь мести.

- Что делать родителям, если их ребёнок стал жертвой?

- Важно внимание и наблюдение. Во-первых, родителям необходимо знать тех, с кем общается их сын или дочь, взять их контакты, но это не должна быть навязчивая гиперопека, нет, ребёнок должен знать, что вы ему доверяете. Второй момент - это разговоры. При этом в беседе должны участвовать все, мама и папа тоже должны говорить о своей работе и своих эмоциях.

Когда ребёнок рассказывает, что его обижают, надо действовать без паники. Может, это был единичный случай и толкнули, например, его случайно. Если же вы понимаете, что всё серьёзно, то стоит обратиться к классному руководителю. Если он бездействует - к заместителю директора по воспитательной работе и директору. Можно инициировать родительское собрание. Если образовательная организация не реагирует, есть синяки и травмы, то обращайтесь в правоохранительные органы, к уполномоченному по правам ребёнка в Тульской области. 

Это сегодня основная проблема - люди дистанцированы друг от друга даже в пределах семьи.

- А что делать, если ваш ребёнок - агрессор?

- В такое родители верят с трудом и до последнего уверены: «мой не может». Это стыдно и это неприятно, но надо разобраться в причинах, поговорить с чадом и извиниться перед жертвой.

Откуда ненависть?

- Кроме травли, какие проблемы существуют у школьников?

- Они всё те же, что были у меня, у вас и наших родителей в школьные годы: проблемы полов, социальное неравенство, ревностная дружба. Особенно сильно меня пугает то, что дети, рассказывая о проблеме, часто говорят слово «ненавидим». Что же такого они могут сделать друг другу, чтобы испытывать, как им кажется, такое чувство? Разбираемся.

Из новых причин конфликтов - увлеченность компьютерными играми, аниме. Например, один ребёнок уверен, что это неинтересно и ничего хорошего в японских мультфильмах нет. Против него ополчился весь класс, где дети увлекаются этим направлением. 

Под влиянием Интернета, рассказов о звёздах появилась проблема определения своего гендера. Например, мне студентка в анкете написала: «не стоит сегодня так пропагандировать семейные ценности рождение детей». 

Смятения некоторых подростков связаны с многими причинами. Разные подходы в воспитании: от вседозволенности до высоких требований со стороны взрослых, ложное понимание свободы и вообще ценностей и т.п. эта проблема решается в союзе родителей, педагогов и психологов. Главное вовремя обратить внимание.

- Есть ли универсальный совет, как оградить детей от буллинга, суицидальных мыслей и прочего психологического давления?

-  Как педагог могу сказать: дети должны быть заняты, их энергию надо направить в верное русло: походы, театр, спорт, секции. И это уже - большая работа классного руководителя по созданию настоящего сплочённого коллектива. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах