Музыканта с Тулой связывает многое. Он не раз и не два играл концерты в нашем городе, начиная ещё с советских времён. В 2011 году он как член высшего совета «Единой России» принимал участие в работе IV Тульского экономического форума и тогда же получил неофициальный статус «почётного туляка». Родословная по матери саксофониста берёт своё начало в Тульской области, что относительно недавно стало новостью для самого музыканта.
Плодовитая провинция
Дмитрий Борисов, «АиФ в Туле»: По вашему мнению, развивается ли формат «Джазовой провинции», видоизменяется ли? И что для вас значит участие в этом фестивале?
Игорь Бутман: Фестиваль развивается, потому что появляются новые имена, новые музыканты, новые «звёзды». Для меня большая честь принимать участие в «Джазовой провинции». Его основатель Леонид Винцкевич (курский пианист, джазмен, арт-директор фестиваля – авт.) делает большое дело, привозя лучшие экземпляры джаза в города, которые мы называем провинцией. В так называемой провинции зачастую уровень музыкантов не ниже столичного, а в каждом таком месте – свои местные традиции, свой колорит, своя специфика. Разумеется, это отражается и в творчестве. Музыкальных красот хватает – и они рождаются не только в Москве и Санкт-Петербурге. И мне хотелось бы, чтобы о музыкантах из Тулы, Курска, Липецка, Воронежа и других городов узнали многие. Кроме того, благодаря фестивалю «Джазовая провинция» создаётся большое количество новых джазовых ансамблей – и замечательно, что это происходит одновременно в нескольких городах. Это означает, что музыканты сыгрываются, выходят на какой-то общий, правильный ритм. Из-за этого каждый последующий фестиваль становится интереснее предыдущего. А мы в свою очередь готовы поддержать молодые таланты. Например, на моём лейбле выпустили свою первую пластинку трио Лебедев-Кравцов-Ревнюк. Также мы издали диск секстета Виктории Кауновой и Ильи Морозова. Все они участники «Джазовой провинции», и мы рады, что можем показать Туле их талант. Ну и разумеется, для моего оркестра большое удовольствие здесь играть.
- Говорят, ваш концертный график расписан на два года вперёд?
- Да, он достаточно плотный. Но для Тулы время всегда найдётся. Тем более, что мои корни по маминой линии отсюда. Мой предок – Павел Андреевич Колзаков, адмирал, генерал-адъютант, участник Наполеоновских войн – жил в Туле в XVIII веке. Его младший брат Андрей Андреевич Колзаков был генерал-майором и основателем Тульского кадетского корпуса. Узнал я об этом относительно недавно, после участие в программе «Моя родословная» на Первом канале, телевизионщики раскопали мои корни. Кстати сказать, ваш предыдущий губернатор Владимир Груздев называл меня «почётным туляком». И я хорошо помню свои концерты в Туле: с Олегом Лундстремом в 1983-м году в этой же филармонии, с Даниилом Крамером, с ансамблем Николая Левиновского. Уже в современной России, когда мы приехали в Тулу с Даниилом Крамером на его маленькой машинке, мы сыграли здесь один из лучших наших концертов. В филармонии отличный зал, замечательная акустика. Так что, надеюсь, буду чаще приезжать в Тулу. Во-первых, недалеко. Во-вторых, у меня очень хорошие дружеские отношения с Алексеем Дюминым. Я думаю, это поспособствует тому, что джазовая жизнь в Туле станет ещё разнообразнее.
Джазовая «фабрика звёзд»
- Расскажите, кто сейчас играет в оркестре Игоря Бутмана?
- Сегодня с нами приехали замечательные музыканты. Ярослава Симонова, прекрасная исполнительница джаза, ей всего 12 лет. Когда мы открыли её талант и начали с ней работать, ей было всего 10. Но мы уже успели побывать с ней и в Америке, и во Франции. Она поёт джазовую классику и песни группы «Doors» в джазовой обработке. Также с нами играет блестящий пианист и вокалист Олег Аккуратов, человек, слепой от рождения. Мы как-то выступали в Нью-Йорке и к нам подошёл Хосе Фелисиано, известный пуэрториканский музыкант, тоже незрячий. И вместе с Олегом они спели «Light My Fire» Джима Моррисона. Это просто потрясающие люди.
- У вас много молодёжи играет в оркестре, а каков ваш слушатель?
- Наша аудитория, что отрадно, тоже помолодела. Старые поклонники остались, но на концертах теперь можно увидеть много молодых лиц. Приятно, что новое поколение увлечено джазом. Публика молодеет, молодеет и наш оркестр. И очень приятно, когда наши музыканты вырастают и становятся самостоятельными звёздами. Например, у нас начинал трубач Вадим Эйленкриг, который сейчас выступает по всему миру. У нас играла тромбонистка Алевтина Полякова, которая стала сейчас руководить собственным оркестром. Музыканты вырастают, уходят, а на их место мы берём новые молодые таланты. Например, совсем недавно к нам пришёл 22-летний саксофонист Антон Чекуров, отличный музыкант. На смену нашему «ветерану» Виталию Соломонову пришёл 27-летний контрабасист Сергей Корчагин, он прекрасно играет. Мы не ищем кого-то специально, но если видим талантливого и способного молодого человека, то приглашаем его к нам. Потом, когда он становится большой звездой, на его место мы берём новую маленькую звёздочку.
Бой с Джигурдой
- Надеюсь, что нет. Всё-таки, я пишу музыку и занимаюсь продюсированием, это моё основное призвание. А когда ты начинаешь принимать участие во многих шоу, ты уже становишься телевизионным человеком. Конечно, если меня куда-то ещё пригласят, мне будет трудно отказать, ведь я человек тщеславный. Но, надеюсь, что телевизионщики не придумают какой-нибудь «Бокс со звёздами». А то ведь могут и побить – какой-нибудь Джигурда, например.
- В Туле недавно проходил фестиваль «Улыбнись, Россия!», на нём выступала саксофонистка Вероника Кожухарова. Как вы относитесь к тому, что на вашем инструменте играет девушка?
- Да замечательно отношусь, играет – и хорошо. Есть саксофонистки с мировым именем, правда, их не так много. И девушки, кстати, могут быть более усердными и ответственными музыкантами. Ведь с нами, повторюсь, играла тромбонистка Алевтина Полякова, а этот инструмент освоить сложнее, чем саксофон. А она освоила, да так хорошо, что ей пришлось уйти от нас, поскольку у неё начала получаться сольная карьера. Хоть мы до последнего и уговаривали её остаться.