aif.ru counter
152

Митрополит Алексий о поиске духовного совершенствования, жизни современной Церкви и современного общества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Тула 28/02/2013

Её автор, правящий архиерей Тульской митрополии, рассказывал нашим читателям о поиске духовного совершенствования, поделился мыслями о жизни современной Церкви и современного общества.

«АиФ в Туле»: -  Недавно вышла в свет ваша книга. Но что такое сегодня книги для нашего общества?



Митрополит Алексий: - Любая книга должна быть доброй, дающей людям, особенно молодому поколению, правильные духовнонравственные ориентиры. Понимаю, что современная молодёжь предпочтёт «Властелина колец» Джона Толкиена или «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. И это неплохо, потому что в любом произведении можно почерпнуть полезную информацию. В том же «Властелине колец» находим аллюзии с христианскими праздниками. К примеру, уничтожение кольца всевластия героем книги Фродо выпадает на 25 марта. А это ведь Благовещение - день начала Нового завета и, по древнему церковному преданию, день творения Адама первозданного.

Так что вопрос сегодня не в том, какой должна быть православная книга, а в том, что книга должна быть вообще. Желательно, чтобы она была не только хорошей и доброй, но чтобы её можно было бы найти в магазинах, чтобы она расширяла кругозор читателя, особенно молодого, чтобы к ней хотелось возвращаться и перечитывать.

Для меня это традиционная русская классика: «Капитанская дочка» Пушкина, «Братья Карамазовы», «Бесы», «Дневник писателя» Достоевского, «Обрыв» и «Обломов» Гончарова, «Прощание с Матерой» Распутина, произведения Лескова о церковной жизни, а в идеале - Евангелие со святоотеческим комментарием к нему.

Выбор должен быть

«АиФ в Туле»: -  Считаете ли вы, что русский человек обязательно должен быть православным по праву рождения или важно для него право выбора?



Митрополит Алексий: - Свобода выбора чрезвычайно важна! Человек, как образ Божий, устремлённый к раскрытию себя в подобии создавшему его, должен самостоятельно выбирать нравственные ориентиры. Для этого необходимо серьёзно и ответственно изучать прошлое своего народа, уметь анализировать настоящее и находить в духовной традиции своего народа Богооткровенные перспективы будущего, чтобы свободно определять себя в отношении к этим перспективам, нравственным ориентирам и духовным ценностям.

«АиФ в Туле»: -  Нередко отталкивающим от храма фактором служат работающие при церкви уборщицы и церковные старушки, считающие, что они знают всё и вся, а поэтому подбегающие к молящемуся человеку и беспардонно выговаривающие ему за внешний вид или указывающие, в каком углу правильнее стоять, и тому подобное…



Митрополит Алексий: - Идя в храм, не следует думать, что мы идём в общество плотоносных ангелов. Церковь, как общество людей, есть лечебница для великого множества больных и страждущих. Поэтому к таким проявлениям следует относиться со смирением, понимая и жалея этих старушек, так как они болеют своею болезнью, отнимающей у них силы к терпению и смирению.

Главное - своею болью не причинить боли другим.

Естественно, следует понимать, что и ты сам пришёл не на концерт или дискотеку, и всё-таки вести себя соответственно и в одежде, и в мысленных, и в душевных, и в духовных настроениях.

Смертоносность и грех

«АиФ в Туле»: -  В европейских странах активно муссируют темы легализации однополых союзов, призывая к максимальному снятию запретов, существующих веками. Это не просто антихристианский заговор, а подрыв всех моральных устоев общества. Как это может отразиться на России?



Митрополит Алексий: - Губительно и смертоносно. Общество должно строиться на духовнонравственных и правовых основах. Одно выдерни - другое не удержит. Ось равновесия нарушится, и рухнет всё в преисподнюю.

По природе своей человеческий род состоит из мужчин и женщин, между которыми существуют определённые природные различия и природная взаимодополняемость, находящая своё выражение в браке.

В признании факта, что только женщина может быть беременной и только мужчина и женщина могут составить семью, нет ничего специфически религиозного. Для признания этой данности даже не требуется глубокой веры в Божественное Откровение, надо лишь иметь немного здравого смысла.

Естественный же закон коренится не в установлениях государства или даже Церкви, а в самой человеческой природе, и исходит из того, что у этой природы есть определённое предназначение, следование которому ведёт к благу человека, а отказ - к неизбежному вреду.

Даже если взять правовую составляющую, то увидим, что российский закон гласит вполне однозначно: брак - союз мужчины и женщины.

Вспомните о печальной участи Содома и Гоморры: «…пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли» (Быт. 19:2425).

«АиФ в Туле»: -  Ваше отношение к эвтаназии?



Митрополит Алексий: - Резко отрицательное. Эвтаназия есть прямое убийство человека, а это грех. Не нам, людям, с нашим скудоумием и скудомыслием, посягать на Божественный замысел в отношении нас Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Не всё то золото…

«АиФ в Туле»: -  В социальных сетях всё чаще появляются картинки-сравнения: бедно одетый Христос на ослике и современные служители церкви с золотыми крестами на золотых же цепях, разъезжающие на дорогих иномарках. Когда большинство россиян живут на гранивыживания и от нищеты не могут себе позволить второго ребёнка, морально ли священникам роскошествовать? Паства не ропщет?



Митрополит Алексий: - Такие сравнения кажутся мне надуманным преувеличением. Паства не ропщет. Ропщут те, кто специально пытается противопоставить пастыря пастве. Воцерковлённые люди видят и знают, что большинство священнослужителей живут одинаково со своей паствой. Некие привилегии в быту есть только у архиереев, да и то имеющиеся у них жильё, и автомобили, и даже церковные облачения являются собственностью епархии и не принадлежат им лично. Что же касается цепей и крестов…

Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своём и подражать Ему. Наперсные кресты для священников появились в Русской православной церкви сравнительно недавно. До XVIII века только епископы имели право носить их.

После того как в употребление вошли изменённые греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц. Таким отличием и стал наперсный крест, который до 1896 года имел статус церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение.

Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных между собою, а в середине её - специальная перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Двухконечная цепь креста - знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нёс на спине Своей как знамение подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно- или латунно-вызолоченными, а не из настоящего золота. Так что не всё то золото, что блестит…

О детях скажу так: тут вообще и сравнение неуместное, и сама формулировка неправильная, ибо дети есть дар Божий и не нам решать, можем ли мы их себе «позволить» или не можем.

Мусульмане наступают

«АиФ в Туле»: -  Ходят слухи, что православная церковь финансируется государством. Насколько это соответствует действительности?



Митрополит Алексий: - Церковь никогда не жила за счёт государства. В коммунистические времена с целью дискредитации распространялись слухи о том, что священники получают зарплату в обкоме партии. Сегодня придумывают о том, что Церковь вообще какое-то министерство при правительстве. Это не так. Русская православная церковь осуществляет финансовую деятельность на основе федеральных законов. Доходы типичного прихода складываются из нескольких основных компонентов - это средства, полученные от распространения свечей, утвари, духовно-нравственной литературы, пожертвований при поминовении во время богослужений.

«АиФ в Туле»: -  Есть ли угроза для России через несколько лет превратиться в мусульманскую страну?



Митрополит Алексий: - Даром прозрения не наделён, но думаю, что в ближайшее время такого не случится. Не исключаю возможности того, что православие может лишиться статуса религии большинства, но это в очень отдалённой перспективе. По официальной статистике только в Тульской области проживают полтора миллиона человек, из которых 95% определяют себя русскими и православными.

Вернуть веру

«АиФ в Туле»: -  Наш земляк Иван Охлобыстин - то актёр, то священнослужитель, то снова актёр и шоумен… Как вы относитесь к подобным преображениям, насколько они совместимы со служением Богу?



Митрополит Алексий: - Ответ - в вопросе. Иван Охлобыстин в первую очередь актёр, за что его никто не осуждает.

Отмечу лишь, что раздваивающийся внутри самого себя человек ненадёжен ни для одного, ни для другого служения. Для душевного спокойствия и пребывания в мире с самим собой ему следует сделать раз и навсегда свой жизненный выбор.

«АиФ в Туле»: -  Как вернуть нравственность нашему обществу?



Митрополит Алексий: - Открыто признать ненаучность научного атеизма.

«АиФ в Туле»: -  Что бы вы могли пожелать молодёжи Тульской области, в том числе православной?



Митрополит Алексий: - Иметь живую веру, чтобы быть способными радостно претворять в жизнь Евангельские Христовы заповеди. Жить с Богом в сердце.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах