Тула входит в пятёрку лучших городов России по организации ночной игры «Дозор». В оружейно-пряничной столице проект «живёт» и развивается уже более 10 лет. И это – заслуга энтузиастов, отыскивающих интересные темы, штурмующих новые локации и расширяющих границы игры. О том, как Туле удалось встать на одну ступень с такими крупными городами, как Москва и Санкт-Петербург, а также почему «Дозор» - это жизнь, рассказывает организатор проекта в Туле Андрей Кудрявцев.
Я одно скажу – в одиночку «Дозор» не проходим. Это командная игра и без своих товарищей, которые станут со временем друзьями, успехов в этой игре не добиться.
Живее всех живых
Андрей точно помнит, когда в Туле появился «Дозор», ведь именно он познакомил туляков с этой игрой и втянул их в мир ночных тайн города и загадок заброшенных зданий.
«23 сентября 2006 года. В этот день в нашем городе прошла первая игра, которую я написал с парнем, присланным из столицы на подмогу тогда ещё начинающему автору и игроку. Игра называлась «Живее всех Живых!» и была написана по мотивам сказок. Участвовали 14 команд, и многие из них остались, - с ностальгией и улыбкой вспоминает организатор тульского проекта. – Вот вам загадка с первой игры: долго путь держали Елисей с Добрыней, пока между ноябрём и сентябрём, между приказом и констатацией факта не нашли 20 быков, стоящих в воде».
Поняв, что между сентябрём и ноябрём находится октябрь, а между приказом и констатацией – совет, и, обратив внимание на маленькую подсказку в виде повторяющегося слова «между», можно догадаться, что речь идёт о мосте, стоящем на 20 опорах, соединяющем Октябрьскую и Советскую улицы в Туле. Код был написан под мостом.
Штаб больше, коды меньше
С тех пор юные парни и девушки повзрослели, вырос и тульский «Дозор». Сейчас Андрей не пишет игры. У него, как организатора, хватает других забот – решение спорных моментов, ведение отчётности по проведенным играм и много мелких вопросов, которые игрокам никак не решить без «третейского судьи», кем, по сути, и является Андрей.
«Раньше в мои обязанности входило всё, что касается проекта – создание игр, организация награждений, решение спорных моментов и конфликтов, участие в городских мероприятиях, приглашение новых команд, информационная поддержка, модерация форума и многое другое. Но проект рос, ширился и нынешние потребности игроков гораздо выше, чем были раньше. Одному человеку уже не справиться со всеми запросами».
Сегодня написанием игр занимаются сами команды. Как рассказывают опытные игроки, это только с виду может показаться, что подготовить тематическую ночную игру проще простого. На самом деле, «старички» признают, что «Дозор» уже не тот – он стал серьёзнее и требовательнее к участникам. Редко какая игра сейчас может, например, обойтись без «штаба» - группы людей, которые ломают головы над логическими загадками для получения следующего задания. Да и игроки, искушённые в полях, тоже могут подтвердить, что уровень игр растёт, а размер кодов на локациях уменьшается из года в год.
Я очень благодарен тем энтузиастам, которые взяли на себя большую часть груза по поддержанию жизни проекта. Именно благодаря им проект входит в пятерку самых успешных городов в России
«Мне же остаётся иногда не самое приятное занятие, но «Дозор» - это ещё и спорт, поэтому без спорных моментов не обходится. Бывает множество ситуаций, в которых правыми считает себя каждая сторона, не всегда найти правильное решение оказывается просто. Иногда приходится проводить целые детективные расследования, чтобы выявить истину. Иногда истина оказывается неизвестной, но почти всегда одна из сторон считает, что решение было плохим, потому что не в их пользу вынесено. Я стараюсь искать справедливое решение».
Этапы дозорного погружения
Кто-то может обижаться на решение, кто-то протестовать, кто-то покоряться, но всё же игры продолжаются, и проект «захватывает» всё новых людей. Одни выходят на ночной квест раз и больше не возвращаются, другие же, однажды проведя субботнюю ночь в старинных зданиях, неизвестных домах и заброшенных лагерях, навсегда остаются околдованными этим зрелищем.
«Есть несколько этапов погружения в «Дозор». Сначала людям нравится сама игра, новые места города, куда в повседневной жизни попасть невозможно, загадки, позволяющие напрячь ум, чувство победы, когда своим поступком ты помогаешь всей команде, адреналин. Этот этап обычно держит игроков год-два, - рассуждает Андрей. - Затем проект раскрывает свою другую сторону – сообщество друзей, совместные тусовки, взаимовыручка, настоящие люди, которые открываются всеми гранями в процессе игры, тут сразу видна подлость и сразу видна честь. В сообществе всегда есть единомышленники в любом твоём начинании, а порой тут же можно встретить свою любовь. Недаром в «Дозоре» образовалось множество крепких браков, которым уже много лет. Эта сторона привязывает к себе людей навсегда.
Для меня Дозор – это жизнь. Иначе бы давно бросил это дело, которое сжигает нервные клетки, силы и время. И это не говоря о разных эпитетах со стороны игроков, когда у них что-то идёт не так, самым ласковым из которых является «КАА – упырь!» (Кудрявцев Андрей Анатольевич – полное имя организатора – прим. ред.). Ребят, я вас тоже всех люблю».