aif.ru counter
938

Какой будет новая Тула? Генеральный план опять корректируют

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ-Тула" 27/01/2016
Наталия Новикова / АиФ-Тула

Ребят из общественного движения «Можем сами»  предлагают на месте бывших казарм, между улицами Советской и Союзной создать культурный кластер, где расположились бы образовательный центр, хостел, заведения общепита, и пространства с разнообразным функционалом.

Но не только центр города нуждается в обновлении и переосмысления градостроительной политики, проблемы существуют по всему областному центру. В этом году обновляется генплан города, утвержден он будет в декабре. Поэтому у туляков еще есть возможность, приняться участие в публичных слушания и внести свой вклад в развитие и благоустройство города.

Три кита

Как говорят архитекторы и урбанисты, город - живой организм, но если его не подпитывать, жизни не будет.

Архитектура Тулы очень разнопёрая. Начиная от первого каменного здания - Благовещенской церкви, возведённой в 1692 году, и заканчивая сталинским ампиром, который появляется до войны и классицизмом.
Архитектура Тулы очень разнопёрая. Начиная от первого каменного здания - Благовещенской церкви, возведённой в 1692 году, и заканчивая сталинским ампиром, который появляется до войны и классицизмом. Фото: АиФ-Тула/ Наталия Новикова

Три кита, на котором строится гармоничное развитие любого города, - это власть, бизнес и население. Власть, получившая направление Путина, занимается выполнением его майских указов. Чтобы это делать с меньшими разного рода затратами, она подтягивает бизнес и нежно наваливает на его плечи выполнение и финансирование всяческих своих задумок. В частности, установку памятников, расчистку Упы, строительство кремлёвских объектов. Таким образом, первые два «кита» задействованы. Дело за населением. Его втягивают в «народный бюджет», заставляя участвовать в ремонтах домов, в благоустройстве парков и т.д. Оно, то бишь население, сначала топорщится изо всех сил, отбрыкивается, потом понимает: иначе всё равно ничего не добьёшься, а тут пусть и вложишься, зато хоть дело сделаешь. И несёт денежки.

Ещё пара элементов «задействованности» горожан - субботники, на которые люди стали ходить охотнее, да виртуальные игры с народом. Это когда объявляется правительством голосование на сайте по какому-либо проекту. Народ будто бы активно голосует, проект принимается или не принимается и нередко, после шумихи в прессе о том, «что будет скоро такое-то счастье», благополучно забывается. Последнее, конечно, больше наносит вреда, нежели пользы. Голосуешь, думаешь, как лучше, а потом всё оказывается пшиком.

Как сделать нескучным город.
Как сделать нескучным город. Фото: АиФ/ Александра Бокова

И всё же туляки стали лучше чувствовать, ощущать свой город, больше гордиться им и думать над тем, как сделать его удобнее.

Островки для коммуникации в Туле появляются. Небольшие скверы с лавочками, фонтанами - это как раз такие места. Появляются и люди, которым небезразлично, что в городе творится. Они объединяются и пытаются что-то делать. Помните историю альянса блогеров и тульской администрации, который позволил привести в порядок памятник… Но это, так сказать, малые дела. Город должен не только украшаться, но и грамотно развиваться.

Заслуженный архитектор России, эксперт Госэкспертизы по Тульской области Павел Шатохин

Развязать «узлы»

Застраиваются окраины Тулы - появляются целые микрорайоны. Новая Тула, Левобережный район… Главная их проблема – инфраструктура и транспорт.

Добавляет хлопот Туле и объединение с Ленинским районом. Если раньше было две беды, то теперь одна, зато большая. И как эти «узлы» развязать?

Многие специалисты по городскому развитию считают, что всех спасёт новый генеральный план развития Тулы. Сергей Гончаров, начальник архитектурно-строительного надзора Тульской области, убеждён: нынешний, принятый в 2007 году, - морально устарел. Новый - учтёт выросшие потребности города и горожан.

Впрочем, так чиновники говорят из года в год и с завидным постоянством заявляют об очередном готовящемся проекте плана или его корректировке. Потом бурно обсуждают, кого призвать в разработчики, потом не менее бурно обсуждают наработки и тихо спускают всё на нет. И остаётся непонятным: деньги за разработку проекта заплатили, а результат-то где? Или не результат был целью? Что из этого выйдет на этот раз? Поговорят и забудут? Или действительно спросят горожан, как и что лучше делать, продумают, рассчитают и, наконец, сделают всё так, что жить будет в городе удобно? А аура города из серого цвета озабоченности и напряжённости сменится более радостными цветами.

Мнения

В урбанистике много парадоксов. Например, на сегодняшний день у нас нет улиц, у нас есть только дороги. Надо горожанам вернуть улицу, чтобы не телефоны и компьютеры были средством коммуникации, а именно улица. Соответственно должны быть и сопутствующие условия - кафе, рестораны, развлекательные пространства. Но из-за скачкообразного роста транспорта долгое время градостроители ориентировались на него, а не на городскую коммуникационность. То, что люди начали гулять, встречаться, показывает потребность народа к общению. Надо создавать больше коммуникационных островков.

Андрей Клепанов, член Союза архитекторов

Первая проблема Тулы - это агрессивная застройка периферии многоэтажными домами. За последние 20 лет население Тулы упало на 20 тысяч человек. Для кого мы строим? Даже если говорить о тех, кого переселяют из ветхого и аварийного жилья, то есть такая практика, как развитие застроенных территорий. Государство подталкивает застройщика строить жильё на месте сносимого. Ещё одна проблема - строительство торговых центров в исторической части города. В центре много разных магазинчиков, которые находятся обычно на первых этажах зданий с разной продукцией. Кафешки, маленькие палатки. Как только здесь появляется торговый центр, он сразу же «высасывает» из этих первых этажей все торговые точки. Мелкие магазины оживляют центр, благодаря им создается потоковость. Что же касается общественных пространств, то в Туле они полуживые. Пример - сквер возле драмтеатра и Пушкинский напротив. На мой взгляд, совершенно не продуман их дизайн и наполнение. Чтобы оживить эти пространства, надо создавать условия - построить сцену, организовывать шоу, интересные вечера. Конечно, должны быть пространства, где люди могли бы ничего не делать. Только чем ближе к центру, тем оживлённее и активнее должно быть всё вокруг. Ещё момент - пробки. Кажется, что чем больше дорог, тем меньше пробок. Но это парадокс урбанистики. Всё происходит наоборот. И расширение дорог тоже не поможет. Рано или поздно любая широкая дорога упрётся в более узкую, и создастся эффект «бутылочного горлышка». Чем ближе к центру, тем должно быть больше узких дорог. А магистрали должны проходить не через город, а с краю, и иметь большое количество съездов. Наличие промышленных территорий в центре города - это нонсенс для современности. По крайней мере, на таких больших площадях. В этом году началось обновление генплана. Мой совет землякам - ходите на публичные слушания. Генплан - это документ, где фиксируется наше представление о том, как город должен выглядеть в будущем.

 

Михаил Малашенко, урбанист

В Туле не было генерального плана до 1770 годов. В XIX веке у нас было всего три района. Первый - центр города, застроенный двухэтажными особняками, аптеками и магазинами. Второй - Заречье, где центральная улица называлась Миллионная (ныне Октябрьская), так как там жили миллионщики, там же жили гончары (отсюда и топоним Малые Гончары). Кстати, первая гончарная слобода была на месте одного из торговых центров, а ещё в Заречье жили оружейники, ремесленники, рабочие. Третий район - Чулково (нынешний Пролетарский) - всегда считался нищим районом, там стояли одноэтажные дома со скудной резьбой. После войны город начали застраивать многоэтажными домами. При этом теряется много памятников архитектуры - примеры деревянного и каменного зодчества. «Досталось» центру города в 80-х годах прошлого века. Проспект Ленина доходил до стен кремля, но, чтобы построить здание администрации, снесли целый микрорайон - дома, церкви, гимназию. Такое вот историческое кощунство.

 

Дмитрий Тимачёв, сотрудник Тульского краеведческого музея

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество