Президент Международной шахматной федерации предлагает с первого класса учить детей играть в шахматы.
«Шахматы заставляют сначала думать, а потом делать. Если бы все чиновники играли в шахматы, то ошибок в их работе было намного меньше, - уверен Кирсан Илюмжинов. – К тому же это самый доступный вид спорта, не требующий серьёзных бюджетных вложений. Для его развития не нужно строить стадионы, покупать спортсменов и тратиться на зарплаты тренеров и спортсменов. Достаточно доски и фигур».
Научить учителей
Чтобы реализовать проект, надо обучить игре учителей, внедрить в школы программу шахматного образования и оснастить школы «досками и фигурами».
Учебно-методический комплекс готов. Он рассчитан на 4 года, в него входят учебник, методическое пособие и программа обучения. «Вишенкой на торте» стала рабочая тетрадь. Обучение в 135 академических часов построено по старому принципу – от простого к сложному. 33 часа для первоклашек и по 34 часа ежегодно до пятого класса.
И всё это не ноу-хау, а проверенные варианты обучения детей. Подобные программы давно работают в Азербайджане, Армении, Венгрии, Испании, Мексике, Польше, Турции.
«Проект надо внедрять как можно быстрее, - считает педагог по шахматам из Киреевска Анатолий Климов. - Шахматы – это жизнь в миниатюре. Только в шахматах можно переиграть и исправить ошибку, а в жизни ошибку не исправишь, поэтому тренируйтесь в шахматах, чтобы меньше делать ошибок в жизни».
Анатолий Иванович сам играет в шахматы с шести лет, а его педагогический стаж приближается к 25 годам. Началось всё с простого увлечения, а переросло в значимые достижения, турниры области и России.
Шахматисты уверены, что этот вид спорта развивает гармоничную личность, математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, самообладание. Именно поэтому детям важно с раннего возраста начинать играть.
«Шахматы – колоссальный расход энергии, - как-то отметил международный гроссмейстер Анатолий Карпов. - Я не вижу ничего удивительного в том, что шахматисты-мужчины сильнее. Они лучше выносят перегрузки».
Третий не лишний
Но школьная программа не резиновая и перегружать и без того перегруженных учёбой детей надо с умом. А значит, прежде чем что-то в неё добавить, сначала надо что-то изъять. Илюмжинов предлагает пожертвовать одним из трёх уроков физкультуры. Однако руководители тульских школ не уверены, что это правильно. Говорят, пока попробуем поучить детей факультативно, внеурочное время.
«Дети и на физкультуру-то не всегда ходят, будут ли пользоваться большей популярностью шахматы, не уверена, - рассуждает замдиректора щёкинской общеобразовательной школы № 20 Оксана Соболева. – Хотя в нашей школе есть шахматный кружок, там много детей и некоторые уже имеют разряд по шахматам.
Я считаю, что обучать детей шахматам необходимо. В нашей стране за последние годы исчезло качественное математическое образование. Много ребят не мыслят логически, не могут решить простые задачи. Это дети гаджетов с пиксельной памятью. И ситуацию надо исправлять».
Кстати
Шахматное сообщество в Тульской области появилось в 1913 году, но тогда носило больше увеселительный характер. В закрытом клубе играли не только в шахматы, но и в бридж, можно было курить и выпивать. Централизованный шахматный клуб в Туле открылся 17 августа 1986 года.