Примерное время чтения: 8 минут
425

Химия во всём. На что тульские учёные ждут заказ?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ-Тула" 27/04/2016
Григорий Белозеров / АиФ

Наши учёные в трудных условиях продолжают развивать науку и предлагают варианты укрепления фундамента образования и промышленности. Об этом мы говорим с доктором химических наук профессором Константином Лебедевым.

Где он - форпост науки?

Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Константин Сергеевич, наверное, как и все учёные, вы свою отрасль считаете самой важной?

Константин Лебедев.
Константин Лебедев. Фото: Из личного архива

Константин Лебедев: Не хочу преуменьшать роль других наук, но ведь химия - это всё, что нас окружает (фауна и флора) и с чем мы сталкиваемся и используем в повседневной жизни: продукты питания, одежда, лекарства, косметика, топливо и т.п. Химик - это удивительная профессия, открывающая, на самом деле, сотни дверей. Вот вы художник. Рисуете полотно, а чем рисуете? Красками. Проходят сотни лет, ваше полотно постарело, проводят анализ элементов краски. А кто проводит? Химик. Есть такая специальность, например, эксперт по сохранению исторических предметов искусства. Химики - это экологи, криминалисты, синтетики, инженеры и, конечно, учёные.

- Вы выбрали последнее и многого достигли - в своё время поездили по миру, работали на весь Советский Союз. Теперь передаёте знания молодому поколению. Сложно было перестроиться из советского учёного в современного преподавателя?

Досье
Константин Сергеевич Лебедев родился в Новомосковске 19 июля 1950 года. Окончил Новомосковский филиал МХТИ им. Д. И. Менделеева. Заведующий кафедрой «Химическая технология органических веществ и полимерных материалов» НИ РХТУ им. Д. И. Менделеева, доктор химических наук, профессор. Опубликовал более 150 научных статей в ведущих отечественных и зарубежных изданиях. Обладатель международных и российских грантов. Лауреат конкурса Тульской области «Инженер года - 2010» в номинации «Химия», награждён почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации и дипломом II степени «За вклад в развитие муниципального образования города Новомосковск в области науки и научных исследований».

- Большая часть моей научной деятельности связана отнюдь не с тульским регионом. После окончания института в Новомосковске я получил распределение в Новосибирский институт органической химии Сибирского отделения АН СССР. Поднимался по служебной лестнице от стажёра-исследователя до ведущего научного сотрудника, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Для меня это стало большой удачей: ведь в основном тогда распределяли на предприятия, а я получил шанс работать в институте Академии наук.

Во многом мои исследования, заграничные поездки, гранты и научные труды - не только моя заслуга. Большую роль в становлении для меня сыграло окружение, научная атмосфера, царившая тогда среди молодых учёных. Нам было всё интересно, мы хотели экспериментировать, изучать, работать.

Новосибирский академгородок в 60 - 80-е годы - форпост отечественной науки, молодых учёных, имена которых гремели по всей стране.

В 2000 году я вернулся в Новомосковск, начал преподавать, получив хороший опыт такой работы в Новосибирском госуниверситете. Тем не менее заходил в аудиторию с дрожью в ногах. Ведь мои студенты - это ребята, которым преподавали академики, доктора наук и профессора, уровень их знаний и желание к познанию были весьма высокими. Но со всей преподавательской кухней я познакомился, вернувшись в Новомосковск.

В Тульской области для меня всё поменялось. Во-первых, здесь моя основная деятельность - преподавание, и лишь потом - наука.

Помимо преподавательской деятельности, каждый вуз ещё должен заниматься наукой. Хотя с моей точки зрения наука и преподавание - это довольно разные вещи. Есть хорошие учёные, которые при этом не предрасположены к преподавательской деятельности, а бывает и наоборот: хорошие преподаватели - далеко не всегда успешные учёные. Совмещать эти две вещи достаточно сложно.

- Нынешние студенты не понимают ваших заумных слов?

- Мой научный руководитель, например, говорил, что если ты не умеешь простым языком объяснять сложные вещи, то сам ничего в них не понимаешь. Говорить доступно должен любой преподаватель.

Куда делись амбиции?

- А как же амбиции, желание оставить свой след в научных трудах и памяти потомков?

Если у учёного появились амбиции, значит, он перестал быть полезен для науки. Он будет искать способы, чтобы потешить своё тщеславие. Учёные - по большей части бессребреники. Я знавал ребят, которым даже некогда было защищать диссертации. Они были в науке, в исследованиях, им не нужны были лавры (хотя это тоже присутствует), но основной мотив - удовлетворение собственного научного интереса. Раньше это делалось исключительно за счёт государства, сегодня - за счёт различных фондов, грантов. Это в большей степени относится к фундаментальной науке, а не к прикладным исследованиям, где основной мотивацией является получение результата, представляющего финансовый интерес.

- То есть тезис «наука - это удовлетворение своего интереса за счёт государства» похоронен в нашей стране под гранитом науки?

Современно оборудованная лаборатория - «келья» учёного-химика.
Современно оборудованная лаборатория - «келья» учёного-химика. Фото: Из личного архива

- Мы очень любим копировать кого-то. Вот и сейчас пытаемся западную систему образования и науки применить в нашей стране. Однако что-то не очень получается.

Раньше наука у нас развивалась в основном в академических институтах, где проводились фундаментальные исследования отраслевых - направленных на разработку - промышленных технологий. Опять же у нас была хорошая система высшего образования. Все эти учреждения взаимодействовали, что в советские времена двигало нашу науку вперёд.

На Западе система иная. Вся фундаментальная наука там сосредоточена в университетах.

У нас, идя на поводу у такой системы, отраслевые институты, занимавшиеся развитием определённых производств, готовивших специалистов, проводившие научные исследования, были брошены на произвол судьбы - выживайте, мол, как хотите. Как результат - большинство из них остались в прошлом, а академические институты, составлявшие порядка 10 процентов, ввиду мизерного бюджетного финансирования еле-еле сводят концы с концами. Всё это ведёт к тому, что желающих идти в науку становится всё меньше и меньше.

- А как дела обстоят в городе химиков?

- Ещё не так давно химическая промышленность была одной из ведущих отраслей Новомосковска и Тульской области. Но в последнее время она переживала не самые лучшие времена. Закрывались предприятия, сокращалось число химических производств и - как следствие - уменьшалась потребность в специалистах-химиках. Однако сегодня ситуация меняется и наблюдается тенденция к возрождению химической промышленности, что, естественно, потребует притока высококвалифицированных химиков-технологов.

И если мы поддерживаем этот курс и хотим возродить былые традиции, нужно обратить более серьёзное внимание на подготовку кадров. Необходимо взаимодействие всех заинтересованных сторон - вуз, промышленные предприятия, муниципальные и региональные власти.

С моей точки зрения, первоочередные задачи: во-первых, уделить больше внимания изучению химии в школах. Ведь сейчас на неё отводится 1-2 часа в неделю, ЕГЭ сдают единицы, да и результаты ЕГЭ далеко не всегда соответствуют реальному уровню знаний по химии, которые демонстрируют студенты в институте. Во-вторых, добиваться увеличения бюджетных мест на обучение по химико-технологическим специальностям.

Чем заняты химики?

- В регионе выделяются гранты на поддержку учёных?

- Выделяются, но больше на конкретные вещи, на изучение и решение насущных проблем нашего региона. Можно сказать, что исследования надо проводить «под заказ».

Сегодня мы с профессором Владимиром Платоновым работаем над созданием химических препаратов с полезными свойствами на основе природного сырья, угля, сапропелей, шунгита. Результаты показывают перспективность этого направления исследований для сельского хозяйства, экологии и охраны окружающей среды.

Например, уголь - это совокупность органических соединений, а основа его - гуминовые кислоты, которые мы пытаемся вытащить и модифицировать.

Их производные являются хорошими веществами для сельского хозяйства: ускоряют рост, устраняют заболевания растений, их используют и для подкормки животных. Процесс этот очень долгий, нужны деньги, их нет. Так что всё остаётся на стадии полуразработок.

Ещё одно наше направление - разработка новых полимерных материалов и совершенствование методов их переработки. Этим занимается доцент нашей кафедры Александр Алексеев: используя отходы крупных предприятий, он получает новые перспективные полимерные материалы, а наличие промышленного оборудования на кафедре позволяет выпускать на их основе малые партии.

Наука развивается, появляются новые учёные со свежими идеями, опытные наставники добиваются рано или поздно видимых результатов. Да темпы уже не те, но всё-таки и времена меняются…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах