Примерное время чтения: 7 минут
952

Айфон не согреет. Почему Владимир Путин помогает СМИ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "АиФ-Тула" 28/09/2016

Сергей Осипов, Олеся Степанова

«Владимир Путин заявил, что правительство поддержит в кризис печатные СМИ. Тут же на некоторых сайтах появилась информация о скорой гибели газет, о сокращении их тиражей, якобы в связи с их не востребованностью. Это Путин чего-то не знает или сайтовые ребята шельмуют?» - спрашивают наши читатели.

Смерть печатным СМИ предрекают с момента появления интернета. Но до сих пор газеты и журналы и живы, и их стало больше. Только в Тульской области, по данным регионального Роскомнадзора их сегодня 118 и все находят свою информационную нишу и своего читателя.

Тиражи  в последние годы сократились, но отнюдь не настолько, чтобы петь отходную.  Читатели живут беднее,  не все могут позволить себе подписаться на бумажные издания, которые в свою очередь дорожают, так как дорожает бумага, электроэнергия, услуги типографий, бензин, транспортные услуги. А без них не обойтись в производстве газет и журналов.

Американцы шалят

Ольга Смирнова Фото: Из личного архива

«АиФ в Туле» попросил высказать свою точку зрения по этой проблеме Ольгу Смирнову, завкафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени Ломоносова.

- Идея о том, что печатные СМИ это такой забавный атавизм, хвост, от которого пора избавиться ради прекрасного цифрового будущего, прямо скажем, не нова, - говорит Ольга Смирнова. -  Её запустил в общественное сознание американский миллиардер Уоррен Баффет, который до сих пор владеет многими медиаресурсами. В том числе печатными газетами. Однако в этой идее больше эмоций, чем фактов. 

Статистика, собранная Всемирной газетной ассоциацией (World Association of Newspapers), ясно даёт понять, что в 2015 году 40% взрослого населения Земли, а это 2,7 миллиарда человек,  читали бумажные носители информации. Общий годовой  тираж печатных СМИ составляет 700 триллионов (!) экземпляров, и такая астрономическая цифра, согласитесь, никак не позволяет предположить, что газеты и журналы на Земле собираются умереть. Тут коллеги из электронных СМИ явно выдают желаемое за действительное.

 Поток сознания или профессионализм?

- Да, Интернет – это тоже очень важный поставщик информации. Да, газета никогда не догонит Интернет по оперативности. Да, газета, какой бы толстой она ни была, всё равно ограничена по объёму. Да, газета требует более существенных финансовых затрат и усилий журналистов, чем цифровые СМИ. Всё это так. Но газета выигрывает в другом. Настоящее профессиональное качество контента создаётся на платформе именно печатных СМИ. В первую очередь это касается региональных средств массовой информации, местных газет.

Совсем недавно факультет журналистики МГУ проводил исследование газет в средних и малых городах России. Мы добыли интересные данные. Оказалось, например, что ряд местных изданий даже в кризис демонстрирует рост тиража. Мы связываем это с тем, что в тяжёлые времена наиболее востребованными для аудитории становятся именно свои местные газеты, честно и профессионально говорящие именно о своих местных проблемах. Согласитесь, одно дело блогер, который в режиме потока сознания пишет о провалившемся на улице Ленина в городе N асфальте. И совсем другое – журналист городской газеты, который имеет возможность из первых уст узнать, когда на улице Ленина положат новый асфальт и донести эту информацию до читателей. 

У газет есть и другие преимущества. Как водится, они во многом являются продолжением недостатков печатных СМИ. Цифровые СМИ зачастую предоставляют такие объёмы информации, что в них недолго и утонуть. Естественно, у читателя появляется спрос на то, чтобы нужная ему информация была профессионально отфильтрована, рассортирована и разложена по полочкам. А это и есть газета!

Вас не достанут

- Другой пример: газета гарантирует вам анонимность. Если вы читаете газету, никто не сможет вычислить, что именно вас интересует, и начать забрасывать вас адресной рекламой именно этого.

В конце концов, газета – это до сих пор самый удобный носитель информации, здесь за несколько веков существования бумажных СМИ ничего не изменилось. Никакой планшет не позволит читать себя в переполненном автобусе, потом свернуть, засунуть в карман, а дома развернуть и дочитать.  Ну или попробуйте растопить печь при помощи седьмого айфона. Во-первых, дорого. Во-вторых, всё равно не получится!

…А что касается информированности президента Владимира Путина, то отчего-то нам кажется она выше информированности «сайтовых ребят». И именно понимание значимости печатных изданий позволяет  правительству найти варианты поддержать то, что ценно для россиян и России.

 Кстати 

Пару лет назад в  нашу редакцию позвонила женщина. Не называем её имя, потому что  она сама об этом просила. На редкость скромный оказался человек. 

- Мне уже 90-й год идёт, боюсь, что случится со мной, всё пропадёт, - рассказала она. - У меня хранятся все экземпляры газеты «Аргументы и Факты» с первого дня выхода регионального приложения «АиФ в Туле». Вот хочу отдать в хорошие и надёжные руки.

Мы приехали к этой умной, много читающей женщине и поразились. Она хранила пачки наших газет, несмотря на то, что они заняли полкомнаты в её маленькой однокомнатной квартире.

Теперь все номера «АиФ в Туле», собранные нашей дарительницей  с июля 1998 года, находятся в нашей редакции.

Этой замечательной женщине мы подарили подписку на «АиФ в Туле»:  и в знак благодарности, и потому, что маленькой пенсии на то, чтобы подписаться, ей уже не хватало. 

А она так и норовила накормить нас печеньем и конфетами, подбирая самые вкусные. Говорит,  за то, что «АиФ в Туле», как и федеральные «Аргументы и Факты», почти двадцать лет был для неё умным, вдумчивым, талантливым изданием,  не только информирующим, но и помогающим людям.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах