Примерное время чтения: 8 минут
232

Как на самом деле работают «гаишники»?

В последнее время, (в основном, благодаря телесериалам) у туляков сформировалось не слишком хорошее мнение о сотрудниках полиции. Блоги буквально пестрят сообщениями о том, что полиция не уважает граждан, повсюду произвол и коррупция. Ещё больше негатива льется в адрес сотрудников ГИБДД – мол, стоят на дороге, деньги с людей сшибают, штрафы «левые» выписывают - план выполняют, и, помимо всего прочего, хамят. В общем, делают всё, что угодно, но не занимаются своими прямыми обязанностями.

Для того чтобы понять, как на самом деле работают «гаишники» мы отправились на пост 2-го отдельного батальона ДПС УГИБДД по Тульской области, который несет службу на трассе «Крым».

Мы стоим перед большим зданием с огромными буквами ГИБДД наверху. Слева у дороги – нечто вроде памятника: старый сине-желтый мотоцикл с коляской. По-моему, именно на таком агрегате младший лейтенант милиции в исполнении Георгия Жженова гнался за угонщиком Деточкиным. Заходим в здание. Довольно обшарпанная дверь с пластмассовой табличкой «Дежурная часть». Нас встречает высокий худощавый мужчина. Бушлат, шапка-ушанка с кокардой МВД, на погонах тускло блестит большая звездочка.



- Привезенцев Сергей Викторович, начальник штаба, - представляется он, - подождите немного, сейчас все инспекторы на маршруте, но скоро должен приехать Куркин – вот с ним и побеседуете. Может, пока чаю попьете?

Присев на стоящий в углу стул, я осматриваю помещение «дежурки». Стол, два стула, застекленная пластиковая перегородка. На стене – информационные стенды. Справочная информация и нормативные документы, традиционный «Внимание, розыск» и небольшая подборка фотографий под названием: «Работа, проводимая личным составом 2 ОБДПС ГИБДД в школах по вопросам ПДД». На другом стенде – телефоны руководства, какие-то инструкции, образцы заявлений. Поверх всего этого – лист бумаги, на котором шариковой ручкой выведено: «17 и 24.12 в 14:00 стрельбы в тире «Динамо». Явка обязательна. Руководство». Пытаясь увидеть хоть что-нибудь необычное, рассматриваю помещение за перегородкой, где сидят несколько офицеров. Ничего удивительного и потрясающего – стол, компьютер, телефон, электрический чайник. В углу мурлычет телевизор, судя по всему, канал Discovery: прыгают гепарды, плывут крокодилы.

«Как человек, работающий в органах больше 18 лет, могу сказать, что за последнее время ГИБДД, да и вся полиция в целом, очень изменилась, - рассказывает Сергей Викторович, - например, у нас уже давно нет планов по профилактике нарушений. Так что рассуждения о том, что гаишники только планы горазды выполнять – не более чем предрассудок. Если водитель не нарушал ПДД, у него в порядке все документы, нет претензий к состоянию автомобиля – чистые номера, исправные поворотники и т.д. – никто его «просто так» штрафовать не будет. Та же ситуация и с взятками. Минимальная зарплата сотрудника ГИБДД сегодня – 18 тысяч рублей. Так что слухи о нищенской зарплате тоже сильно преувеличены. Кроме того, почти каждый автомобиль сегодня оборудован видеорегистратором – велика вероятность, что получение взятки запишут на пленку, которая отправится прямиком в прокуратуру. Да и сами водители стали записывать разговоры с инспектором на диктофон – аудиозапись тоже может послужить доказательством. Ну и, разумеется, огромную роль играет наша внутренняя профилактическая работа с кадрами. Сегодня попасть на службу в ГИБДД очень непросто. Нужно иметь как минимум, высшее юридическое образование, пройти психологические тесты, быть в отличной физической форме, не иметь никаких проблем с законом. Кроме того, к сотрудникам предъявляются очень высокие моральные требования и неблагонадежных кандидатов отсеивают сразу».

Пообщавшись с майором Привезенцевым, выходим на улицу. Уже почти рассвело – горизонт окрасился ярким багрянцем. Напротив «увековеченного» мотоцикла припаркована присыпанная снегом «Лада Приора», рядом стоит мужчина в светоотражающем жилете. Это наш сегодняшний герой – инспектор ГИБДД лейтенант Александр Куркин. Рядом стоит стажер Александр Никитин. С первого взгляда можно подумать, что они ровесники. И только тронутые сединой виски лейтенанта выдают серьезную разницу в возрасте. Они только что с выезда – буксировали на стоянку машину, которая из-за погоды заглохла прямо на трассе. Впоследствии мне рассказали, что зимой такие случаи - не редкость. Некоторые аккумуляторы просто не выдерживают тульских морозов.



«Работать в ДПС я пришёл в 1993 году, сразу после армии, - начинает свой рассказ Александр, - служил в погранвойсках, прошёл неплохую школу, думал продолжить службу, но – не сложилось. Вернулся, осмотрелся, стал решать, что делать дальше. На «гражданке» для себя я никаких перспектив не видел – время было нестабильное, менять каждый год работу не хотелось. Варианта было два – ГИБДД или милиция. Я выбрал первое. Во-первых, я очень люблю машины - армии даже успел получить образование по специальности «автомеханик». Ну а во-вторых, сразу решил, что просиживать штаны в кабинете – не для меня. В нашей работе тоже не всё идеально. Общаясь с водителями, наталкиваешься на стену абсолютного непонимания. Грубят, грозятся в суд подать. Такое отношение, увы, не редкость. Службу в ДПС мёдом не назовешь, но зато здесь я чувствую, что занимаюсь своим делом. Настоящим делом. Так что о выборе своём за 20 лет службы ни разу не пожалел».

Инспектор на секунду отвлекается и, выйдя на дорогу, машет жезлом. Зеленая «Ауди» с орловскими номерами покорно прижимается к обочине. Из неё выходит мужчина в кожаном френче. Он негромко разговаривает с инспектором, настороженно косясь на нашего фотокора. Александр проверяет документы – внимательный, несуетливый профессионал. Посмотрев права, техпаспорт и страховку, инспектор возвращает документы водителю и тот быстро уезжает. Мы продолжаем наш разговор.



- Неужели за 20 лет службы ни разу не возникало желание уйти? Всё-таки напряженный рабочий график, маленькая зарплата…

- Да нет, уходить я никогда не собирался. И сейчас не хочу, хотя имею на это полное право – ведь я уже официально пенсионер. А насчет маленькой зарплаты – вы не правы. Почему-то все считают, что сотрудники МВД работают за копейки. Моя зарплата – в среднем около 37 тысяч, не считая премиальных. И потом, с работой многое связано – коллеги, друзья, командировки. Я был в командировках в Чечне, в составе тульского сводного отряда. Но это особая тема, я не хотел бы об этом говорить.

Зато, услышав мой вопрос о семье, Александр заметно оживился.

«Я же говорил, что со службой у меня многое связано. Даже семья. Вы не поверите, но моя жена – майор полиции. Причём познакомились мы с ней в обычной жизни, не на работе. Узнав о том, что моя невеста – сотрудник МВД я сначала, мягко говоря, удивился, а потом понял: «Это судьба». Несмотря на то, что она старше меня по званию, на семейную жизнь это не влияет – главный в семье всё равно я», - улыбается лейтенант.

Единственное, о чём жалеет инспектор Куркин – работа не позволяет много времени уделять семье.

«Увы, я не могу общаться с сыном так часто, как хотелось бы. Бывает, я ухожу на работу – он ещё спит, а когда я возвращаюсь, у нас остается один час на то, чтобы обменяться новостями и поговорить. На следующий день я отсыпаюсь после смены, а, проснувшись, опять иду на работу. Но это меня не смущает. Пока я чувствую в себе силы и желание, я буду работать. Вот когда уж вообще не смогу на трассу выходить, тогда и буду, как настоящий пенсионер, сидеть дома и смотреть сериалы».

Конечно, не всех «гаишников» можно назвать «рыцарями без страха и упрёка». Но не надо думать обо всех одинаково плохо. Ведь, помимо хамов и взяточников, среди инспекторов ещё остались люди, которые действительно хотят вам помочь. И наш сегодняшний герой – живое тому доказательство.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах