В нашей стране больше года существует приоритетный проект «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Срок его реализации: с октября 2016 года по февраль 2021 года включительно. Декларируемые цели: снизить аварийность на объектах тепло-, водоснабжения и водоотведения на 30% и повысить качество ЖКУ.
Что нового?
Постановлением правительства России внесены изменения в ряд документов по вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества собственников помещений в МКД. В частности, определены сроки проведения осмотров общего имущества, которые могут быть текущими, сезонными и внеочередными.
- Текущие осмотры могут быть общие (проводится осмотр всего общего имущества) и частичные (осуществляется осмотр элементов общего имущества). Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества, в том числе в зависимости от материалов изготовления его элементов, отмечается в комментарии пресс-службы кабмина.
- Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества два раза в год. Весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объёмы работ по текущему ремонту. Осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период.
- Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или другого бедствия.
Приняты решения, направленные на улучшение работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций.
Так, отныне регламентировано время дозвона в службу – 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Время, в течение которого эти функции должны быть выполнены, – 10 минут.
Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов может производиться и в ночное время. Время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем – в течение 30 минут с момента регистрации заявки. На ликвидацию засоров –2 часа с момента регистрации заявки, на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем – не более трёх суток.
Если исполнение заявки требует доступа в жилое помещение, сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен сообщить собственнику или пользователю такого помещения номер телефона аварийно-диспетчерской службы для подтверждения необходимости такого доступа. Сотрудник должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации).
Представительство управляющей организации должно располагаться в пределах муниципального образования, в том числе в пределах внутригородского района в городском округе с внутригородским делением либо внутригородской территории города федерального значения, на территории которого находятся многоквартирные дома этой управляющей организации.
Скорректирован порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности управляющих организаций. В частности, установлено, что управляющая организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности на своём официальном сайте, на досках объявлений во всех подъездах многоквартирных домов, на оборотной стороне платёжных документов.
Но, пока же проблемы остаются, о чём и говорят жилищные активисты – председатели советов многоквартирных домов, руководители ТСЖ и др.
Мнения
Жилищный активист Юрий Афанасьев: Необходимо заниматься внедрением новых энергосберегающих технологий. А начать можно и нужно с утепления скатных крыш и плоских кровель многоквартирных домов.
В нашем регионе разработана технология, которая позволит получить экономический эффект в 300 тыс. руб. в год на средний многоквартирный дом.
В Евросоюзе уже давно разработаны долгосрочные проекты, там утепляют и кровли и фасады, делают это постоянно и упорно.
А, как известно, капиталисты просто так денежки тратить не будут.
Председатель Совета многоквартирного дома Валерий Сотсков: Хотелось бы поделиться нашим передовым, как я считаю, опытом по использованию средств, получаемых от провайдеров, за аренду общего имущества собственников многоквартирного дома. Полученные деньги, а это более 100 тысяч рублей, пошли на благо дома: установку светодиодного освещения, пластиковых окон и другие нужды.
Значит, можно! Но далеко не все собственники используют это ресурс. Но есть и проблема – это налогообложение. Приходится платить 15% налог с получаемых средств, а ведь их тоже можно было использовать для дома, на пользу собственникам! Скажем, подъезд отремонтировать, почтовые ящики заменить. Если изменить законодательство и отменить этот сбор, то и бюджет почти ничего не потеряет (суммы незначительные в масштабе государства), а вот активные собственники выиграют – это хороший стимул и мера реальной государственной поддержки жилищных объединений».
Председатель Совета многоквартирного дома, Советский р-н Тулы Ирина Богачёва: Нам, жилищным активистам, не хватает информации. А между тем, даже начальник государственной жилищной инспекции Тульской области признал, что изменения происходят очень быстро и часто: законодательство, подзаконные акты – всё это корректируется, дополняется и т.д.
И даже сами чиновники не всегда поспевают за этими изменениями.
А на сайте ГЖИ практически нет информации, освещающей её деятельность; нет подборки вопросов и квалифицированных ответов на них; нет полезной информации для собственников и жилищных активистов.
Если коротко – ничего нет!
Председатель правления ТСЖ «Заречье-1» Ирина Васильева: В нашем многоквартирном 17-этажном доме №80а по ул. Октябрьская, сданном в 2006 году, 96 квартир и 4 офиса, то есть 100 лицевых счетов, 185 жителей. Но нежилые помещения не являются общедомовым имуществом. Все квартиры приватизированы, в собственности. Но в этом-то и наша проблема, поскольку мы не можем принимать участие ни в одной городской программе. Например, мы готовы на условиях софинансирования войти в «Народный бюджет», но не получается, хотя в нашем доме проходят муниципальные транзитные трубы для чужих домов. Это занимает полностью наш подвал. Но мы за это ничего не получаем. И сколько я ни пыталась попасть на приём к главе администрации города, меня всё перенаправляют в Зареченское территориальное управление, а в письмах пишут: извините, так был построен дом. Подготовили проект договора аренды подвального помещения, передали в администрацию, ждём реакции.
Но, в отличие от многих жителей домов, находящихся под опекой управляющий компаний, в ТСЖ люди не очень-то ждут милостей от властей. Так, при сдаче 17-этажки не вся территория была благоустроена: со стороны улицы Октябрьская бОльшая её часть оказалась не заасфальтирована. И ТСЖ на средства собственников жилья закупило 96 кубов щебня, сделало планировку, а власти помогли асфальтовой срезкой.
Больше нам никто и ничем не помогает. Говорят: извините, вы собственники, всё делайте сами. Вот и сделали: разбили клумбы во дворе, поставили детскую площадку, где мы на зиму снимаем некоторые конструкции, проложен дополнительный тротуар, ступеньки со стороны дома №82, чтобы люди не ползли по грязи. Много посажено деревьев, кустарников, ремонтировали и утепляли фасад дома, делали ремонт межпанельных швов, утепляли и укрывали подвалы от вандалов. Поменяли 32 деревянные двери на противопожарные.
С обслуживающими организациями наше ТСЖ работает по договорам. В доме есть индивидуальный тепловой пункт и насосная станция, которая обеспечивает подкачку холодной воды. Полноценный штатный работник у них один – председатель ТСЖ, на полставки работают электрик, дворник, уборщица. Все остальные услуги на аутсорсинге.
Если говорить о стоимости коммунальных услуг, то у нас получается чуть дороже, чем у домов, относящихся к управляющим компаниям – из-за тепловых счётчиков и насосной станции, где стоит компьютер и два насоса. Для их обслуживания нужны специалисты. Содержание жилья обходится в 24 рубля 97 копеек за один квадратный метр. Сюда входит и автоматическая система пожаротушения, дворник, уборщица, которая моет этажи 4 раза в неделю, 2 раза в месяц моют пожарную лестницу. Во многом уровень оплаты зависит от погоды, продолжительности отопительного сезона. Летом двухкомнатная квартира на 3-4 человек обходится в 4 тысячи рублей в месяц, зимой может доходить до 6800 рублей.
Как мы пришли к этой форме управления жильём? Наш дом строился на принципах долевого участия. Застройщик при сдаче дома в эксплуатацию сразу оформил ТСЖ. Пробыли мы в этом ТСЖ три года, видим, что долги растут, уже более полутора миллионов набежало, переизбрали его и прошли дальше своим путём. С долгами успешно расплатились, что-то даже пришлось взыскивать с бывшего председателя в судебном порядке.
Кстати, взносы на капитальный ремонт жители перечисляют на спецсчёт своего дома, а не региональному оператору.
А вот заработать удаётся только за счёт сдачи общедомового имущества в аренду провайдерам…
Председатель ТСЖ «Вильямса, 46» Ирина Филиппова: Сейчас много общественных структур занимается проблемами жилищно-коммунальной сферы, том числе областной и муниципальные общественные центры.
Но есть вообще квалифицированные специалисты в таких общественных центрах?
Если нет, то почему не используется опыт председателей советов многоквартирных домов и товариществ собственников жилья, которые сами могут передать свой опыт и знания другим?
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев: Знаете, что, мне кажется, нужно сделать? Можно правила дополнить, можно губернаторам подсказать: надо всё это обязательно публиковать, чтобы люди, которые эти услуги получают, могли сравнить, увидеть, что, например, в соседнем доме, который управляется другой компанией, эти услуги в полтора раза дешевле. И тогда можно уже своим задавать вопрос: почему у вас это столько стоит? Давайте это сделаем. Потому что будет всегда легко проверить и узнать, что за такую же услугу в соседнем доме платят столько же или, наоборот, существенно меньше.