Примерное время чтения: 8 минут
1489

Единый принудительный: грабёж или упрощение сбора денег?

Тульским обслуживающим организациям разослали агентский договор с Областным единым информационно-расчётным центром на оказание ряда услуг. Не многих руководителей эта новость обрадовала. И дело даже не в трёх процентах вознаграждения со всего объёма принятых от населения денег, которые жаждет получать структура, а в якобы, в дурной репутации центра. Почему не все доверяют ОЕИРЦ?

Недобросовестный партнёр

По сути, центр, созданный два года назад по инициативе регионального правительства, представляет собой монстрообразного посредника между получателями услуг, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Если совсем просто, то практически все деньги за услуги ЖКХ региона аккуммулируются на счетё центра. А уже оттуда идут поставщикам ресурсов и организациям, предоставляющим коммунальные услуги.

Однако, как рассказывают руководители УК и ресурсоснабжающих организаций, заключивших договоры с центром, деньги до них доходят не всегда и не в полном объёме.

Чтобы вернуть заработанное из недр новой структуры, некоторые вынуждены обивать пороги чиновничьих кабинетов и подавать иски в суд.

Мнение чиновника 

Максим Елистратов, специалист по связям с общественностью ОЕИРЦ:

Фото: АиФ

- Аналогичные единые расчётные центры функционируют в Орловской и Калужской областях. Однако там процесс идёт поступательно и небыстро, у нас же - очень даже в темпе. Планируется, что в Тульской области абсолютно все участники рынка ЖКХ будут включены в работу с данным центром. Сейчас ОЕИРЦ обслуживает уже 200 тысяч счетов, а из крупных населённых пунктов остались незадействованными только города Новомосковск, Алексин и Тула. К октябрю этого года охват должен быть уже полным, все должны будут платить по единому платёжному документу. Конечно, были определённые сложности - они связаны с тем, что люди всегда с недоверием относятся ко всему новому, им сложно отвыкать от привычной для них системы. Не всегда сразу удавалось достичь принципиального согласия с обслуживающими организациями. Для управляющей компании партнёрство с ОЕИРЦ означает гарантию их честности, поскольку единая система автоматизирована и исключает человеческий фактор. Да, иногда у системы случаются технические сбои, связанные с тем, что недогружаются реестры или отчётная документация. Однако они длятся считаные часы. Это нормально. Если положить деньги на телефон через терминал, они тоже могут оказаться на вашем счету или сразу, или через несколько часов.

Киреевская управляющая компания «Ваш дом» заключила договор с центром 30 апреля.

- Центр постоянно нарушает свои обязательства, - говорит гендиректор компании Татьяна Полетаева. - По договору он должен изготовить платёжки и разнести их потребителям до 1 числа. Сроки доставки нарушаются в среднем на 14 дней. Начисление пени, что тоже входит в функционал центра, он не производит.

Не позднее последнего дня месяца центр должен отчитаться перед организацией за полученные деньги. Он нарушает сроки на 15-20 дней.

Ежемесячно до 15 числа обязан предоставлять информацию о сумме задолженности по каждому должнику, что не делается вовсе.

Каждый день переводить поступающие деньги организации, но сроки перечислений нарушаются.

Не могу, но сильно хочется

Распечатку по распределению средств центр опять же не предоставляет.

Полетаева настаивает на немедленном выполнении центром своих функций.

Фото: АиФ

Заместитель генерального директора центра Александр Лапин с этими заявлениями не согласен. Он уверяет, что деньги перечисляются вовремя. А то, что всякие сбои есть, ну так это исключительно в силу того, что «учётная система находится в стадии внедрения», а потому «могут быть ошибки в исходных данных» и требуется «дополнительное время на сверку данных и приведение информации к требованиями учётной системы».

То есть в переводе с чиновничьего на общечеловеческий - наше предприятие не готово выполнять взятые на себя обязанности, ждите, пока наладим работу. Это ли подход? Вы платите деньги, скажем, за покупку телевизора. А вам говорят: ребята, мы вам когда-нибудь его привезём, пока мы не готовы это сделать, но вы не можете отказаться от наших услуг, потому что мы этого не хотим. Несите деньги и покупайте у нас ещё и стиральную машинку. А потом газовую плиту. А потом… И не спрашивайте, где ваши деньги и почему вам ничего из купленного не везут или везут только газовые конфорки.

Кто «крутит» деньги?

Считая подобные действия неправомерными и подозревая, что центр просто использует деньги компании для обогащения, УК требует вернуть удерживаемые средства и выплатить проценты за пользование ими.

Возвратить же надо 1 876 780 рублей. Вместе с процентом за два месяца пользования деньгами - без малого два миллиона.

Руководство центра с этими расчётами не согласно и шлёт акты сверки. Как видится, деньги действительно удерживаются. Зачем? Почему? Неужели «прокручиваются»? Кем? Для чьего обогащения? А суммы там «гуляют» впечатляющие. Ведь история с киреевской УК - не исключение. И вполне можно допустить, что, удержав приличную сумму денег и «прокручивая» её, центр закрывает долги новыми поступлениями денег потребителей. А находящиеся в банке остаются там же и продолжают приносить серьёзную прибыль. Если это так, то кому и по какому праву?

Мнение управленца

Алиса Толкачёва, учредитель управляющей компании:

Фото: АиФ

- Единый расчётный центр за свои услуги берёт 3% с собранных сумм по строке «Содержание жилья» согласно условиям договора, который был разработан ОЕИРЦ. Но эти же 3% отчисляются со всех коммунальных платежей: за газ, тепло и т.д. Их предлагается заплатить нам. Мы посчитали и получили следующие цифры: по одной пятиэтажке эти 3% оборачиваются во все 10%. Вопрос: в чем экономическая целесообразность этого? Возьмите любую квитанцию и посмотрите, какая сумма выставлена за содержание жилья и какова итоговая сумма к оплате. При этом я не хочу обсуждать ни сам договор, ни форму его подачи, ни форму работы, просто не хочу. Я говорю только о том, что нам фактически предлагают уменьшить сумму своих доходов на 10%. При этом предполагается, что ОЕИРЦ только по услугам УК в месяц будет зарабатывать 14 млн рублей. Представляете, какой это оборот? Это за то, что все компании ни с кем больше не могут заключить договора и терпят убытки. Это несправедливо. Хотите быть участником рынка ЖКХ? Выходите работать на него как управляющая компания.

Сеть для власти

А организации, чьи деньги удерживает центр, должны платить зарплаты своим сотрудникам, налоги, оплачивать услуги, предоставляемые фирмам другими организациями. Если в центре прибыло, то у них-то, получается, убыло. Они попадают в списки должников, и уже их на всех чиновничьих уровнях разносят за долги, скажем, перед поставщиками воды, энергетиками. Создаётся впечатление, что, сознательно или бессознательно, создана система, позволяющая держать на «жёстком поводке» все компании - хотим вернём ваши деньги, хотим - нет, будете возмущаться - вообще разоритесь.

Именно мысли о возможности такого развития событий отбивают у руководителей желание работать с центром. Потому компании стараются обойтись без этого посредника. Но, по рассказам нескольких руководителей компаний, в этой ситуации начинается административный прессинг. По их словам, давят проверками, вызовами в администрации, штрафами за вымышленные нарушения. В общем, в духе 90-х годов: мы устроим тебе такую жизнь, что смерть покажется счастьем. Некоторые сдаются, некоторые нет. Но очевидно, что, породив эту структуру власти придётся и отвечать за неё. Иначе рано или поздно она попадёт в сети своего детища.

Как известно, долги разных организаций растут, правительство пока тщетно пытается с этим обстоятельством бороться, но не сегодня-завтра этот нарыв может взорвать область очередным громким скандалом на всю страну. А разве мало их уже было?

Мнение общественника

Руслан Хрусталёв, член комиссии общественной палаты РФ:

Хрусталев Фото: АиФ

- В каждом городе имеются свои некие структуры, которые называются расчётными центрами. Они являются коммерческими. Взять, например, Алексин. За последние 14 лет такой расчётный центр уже неоднократно испарялся вместе с деньгами. Это первое. Второе - человеческий фактор. Расчётные центры создают, как правило, те же самые люди, кто держит местные УК. Фактически это местные элиты. И при возникновении какого-то недопонимания между собой - что мы уже несколько раз наблюдали - достаётся в конечном итоге потребителю. Третий момент - каждый такой расчётный центр берёт цену на услуги с потолка. Далее - сомнительная прозрачность отчётности. Наше некоммерческое партнёрство – товарищество собственников жилья сейчас ведёт судебный спор: нам нужно выяснить, должно ли ТСЖ деньги или нет. Собственник получает квитанцию из расчётного центра, оплачивает её, деньги приходят в расчётный центр, он их раскидывает по ресурсникам, оставшуюся часть за содержание жилья перечисляет на счёт ТСЖ или УК. Но при возникновении судебного спора оказалось, что ресурсники получают не полностью ту сумму, которую заплатил собственник. На самом деле все эти центры удерживают комиссию, якобы по договоренности с ресурсоснабжающими организациями. Со всего вала денег, что перечисляются, забирается, допустим, 1%. Тут же расчётный центр договаривается с ресурсоснабжающими организациями, и со всех коммунальных платежей, которые перечисляются, они берут еще 1%. Но ТСЖ никак не может знать, есть ли такой договор с водоканалом, теплосетью, электросетью и расчётным центром. Потому что ТСЖ в данном случае - это третье лицо, а это подпадает под закон о коммерческой тайне. То же самое и рядовой собственник. Оказалось, что в ряде случаев эти расчётные центры удерживали вторую половину комиссии ресурсоснабжающим организациям. В результате наросла приличная задолженность. И доказать, что к этой задолженности причастен расчётный центр, мы не смогли. Получилось, что собственники заплатили полностью, а центр деньги зажал и втихую обанкротился. Учитывая, что ОЕИРЦ создан под патронатом правительства, хотелось бы надеяться на честную его работу. Но под него сегодня хотят подогнать всех, и это, конечно, не очень хорошо. Людей вызывают в администрацию, в кабинеты, где сидят конкретные чиновники, и говорят: «Вот, принесли договора с расчётным центром, подписывайте прямо при нас». - «Ну нам хотя бы прочитать надо». - «Нет, мы не дадим вам его с собой и копии вы не снимете, потому что не велено». Я задавал очень простые вопросы рядовым чиновникам: «Вы понимаете, что вы нарушаете действующее законодательство? Это договора между расчётным центром и коммерческими организациями, в курсе которых оказывается какое-то третье лицо - чиновник, причём непонятно, физическое оно или юридическое. Может быть, там никаких тайн и нет, но есть же закон о персональных данных, который надо соблюдать». Конечно, любую хорошую идею можно загадить, и я подозреваю, что это тот самый вариант.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах