Тульским обслуживающим организациям разослали агентский договор с Областным единым информационно-расчётным центром на оказание ряда услуг. Не многих руководителей эта новость обрадовала. И дело даже не в трёх процентах вознаграждения со всего объёма принятых от населения денег, которые жаждет получать структура, а в якобы, в дурной репутации центра. Почему не все доверяют ОЕИРЦ?
Недобросовестный партнёр
По сути, центр, созданный два года назад по инициативе регионального правительства, представляет собой монстрообразного посредника между получателями услуг, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Если совсем просто, то практически все деньги за услуги ЖКХ региона аккуммулируются на счетё центра. А уже оттуда идут поставщикам ресурсов и организациям, предоставляющим коммунальные услуги.
Однако, как рассказывают руководители УК и ресурсоснабжающих организаций, заключивших договоры с центром, деньги до них доходят не всегда и не в полном объёме.
Чтобы вернуть заработанное из недр новой структуры, некоторые вынуждены обивать пороги чиновничьих кабинетов и подавать иски в суд.
Мнение чиновника
Максим Елистратов, специалист по связям с общественностью ОЕИРЦ:
Киреевская управляющая компания «Ваш дом» заключила договор с центром 30 апреля.
- Центр постоянно нарушает свои обязательства, - говорит гендиректор компании Татьяна Полетаева. - По договору он должен изготовить платёжки и разнести их потребителям до 1 числа. Сроки доставки нарушаются в среднем на 14 дней. Начисление пени, что тоже входит в функционал центра, он не производит.
Не позднее последнего дня месяца центр должен отчитаться перед организацией за полученные деньги. Он нарушает сроки на 15-20 дней.
Ежемесячно до 15 числа обязан предоставлять информацию о сумме задолженности по каждому должнику, что не делается вовсе.
Каждый день переводить поступающие деньги организации, но сроки перечислений нарушаются.
Не могу, но сильно хочется
Распечатку по распределению средств центр опять же не предоставляет.
Полетаева настаивает на немедленном выполнении центром своих функций.
Заместитель генерального директора центра Александр Лапин с этими заявлениями не согласен. Он уверяет, что деньги перечисляются вовремя. А то, что всякие сбои есть, ну так это исключительно в силу того, что «учётная система находится в стадии внедрения», а потому «могут быть ошибки в исходных данных» и требуется «дополнительное время на сверку данных и приведение информации к требованиями учётной системы».
То есть в переводе с чиновничьего на общечеловеческий - наше предприятие не готово выполнять взятые на себя обязанности, ждите, пока наладим работу. Это ли подход? Вы платите деньги, скажем, за покупку телевизора. А вам говорят: ребята, мы вам когда-нибудь его привезём, пока мы не готовы это сделать, но вы не можете отказаться от наших услуг, потому что мы этого не хотим. Несите деньги и покупайте у нас ещё и стиральную машинку. А потом газовую плиту. А потом… И не спрашивайте, где ваши деньги и почему вам ничего из купленного не везут или везут только газовые конфорки.
Кто «крутит» деньги?
Считая подобные действия неправомерными и подозревая, что центр просто использует деньги компании для обогащения, УК требует вернуть удерживаемые средства и выплатить проценты за пользование ими.
Возвратить же надо 1 876 780 рублей. Вместе с процентом за два месяца пользования деньгами - без малого два миллиона.
Руководство центра с этими расчётами не согласно и шлёт акты сверки. Как видится, деньги действительно удерживаются. Зачем? Почему? Неужели «прокручиваются»? Кем? Для чьего обогащения? А суммы там «гуляют» впечатляющие. Ведь история с киреевской УК - не исключение. И вполне можно допустить, что, удержав приличную сумму денег и «прокручивая» её, центр закрывает долги новыми поступлениями денег потребителей. А находящиеся в банке остаются там же и продолжают приносить серьёзную прибыль. Если это так, то кому и по какому праву?
Мнение управленца
Алиса Толкачёва, учредитель управляющей компании:
Сеть для власти
А организации, чьи деньги удерживает центр, должны платить зарплаты своим сотрудникам, налоги, оплачивать услуги, предоставляемые фирмам другими организациями. Если в центре прибыло, то у них-то, получается, убыло. Они попадают в списки должников, и уже их на всех чиновничьих уровнях разносят за долги, скажем, перед поставщиками воды, энергетиками. Создаётся впечатление, что, сознательно или бессознательно, создана система, позволяющая держать на «жёстком поводке» все компании - хотим вернём ваши деньги, хотим - нет, будете возмущаться - вообще разоритесь.
Именно мысли о возможности такого развития событий отбивают у руководителей желание работать с центром. Потому компании стараются обойтись без этого посредника. Но, по рассказам нескольких руководителей компаний, в этой ситуации начинается административный прессинг. По их словам, давят проверками, вызовами в администрации, штрафами за вымышленные нарушения. В общем, в духе 90-х годов: мы устроим тебе такую жизнь, что смерть покажется счастьем. Некоторые сдаются, некоторые нет. Но очевидно, что, породив эту структуру власти придётся и отвечать за неё. Иначе рано или поздно она попадёт в сети своего детища.
Как известно, долги разных организаций растут, правительство пока тщетно пытается с этим обстоятельством бороться, но не сегодня-завтра этот нарыв может взорвать область очередным громким скандалом на всю страну. А разве мало их уже было?
Мнение общественника
Руслан Хрусталёв, член комиссии общественной палаты РФ: