В минувший четверг проект главного финансового документа региона был рассмотрен областными парламентариями в первом чтении.
Опа!зиция
Но, если депутаты от партии власти были единодушны в его оценке, то их коллеги из левых фракций по данному вопросу фактически раскололись. Член фракции «Справедливая Россия», но исключенный из одноименной партии Владимир Абакумов в поддержке бюджета солидаризировался с единороссами. Такой же формальный член фракции КПРФ (более того – заместитель ее руководителя!) беспартийный Александр Новиков заявил, что заседания депутатского объединения коммунистов по этому поводу якобы не было (другие депутаты-коммунисты утверждают, что было), что делает его свободным от фракционной дисциплины. Такого же мнения был еще один «коммунист» – Владимир Сидоров. Молча его поддержал Анатолий Неделин.
Думский цугцванг
В итоге из десяти членов фракции КПРФ «против» были трое, столько же «за», а еще четверо по разным причинам не приняли участие в голосовании, в том числе один вроде как заболел, другой ушел с заседания, один просто не пришел на думу, четвертый сидел на заседании, но ни одну из кнопок не нажал. И всё это в присутствии находящегося в президиуме члена ЦК КПРФ, депутата Госдумы Олега Лебедева! У «эсеров» еще хуже: не поддержал бюджет лишь Сухорученков. Общий итог: 39 – «за», 4 – «против».
Причем партии и их фракции сделать с ослушниками ничего не могут. Разве что партбилет отнять. Да что с того? От партии может быть избран и беспартийный, да и депутатства нарушителей не лишишь, для этого они должны сами уйти из фракции или вступить в другую партию. Формально они этого не делают, но и дисциплину не соблюдают. Замкнутый круг.
Торжествующее большинство предложило оппонентам вносить свои поправки ко второму чтению, тем самым дальше загоняя «несогласных» в угол. Ведь если поправки поступят, во втором чтении оппозиционерам придется голосовать и за них, и за бюджет в целом. А если поправок не будет, у единороссов появится повод упрекнуть коммунистов и «эсеров» в огульной критике и нежелании совместно работать над бюджетом. В шахматах такое положение называют цугцвангом, когда каждый дальнейший ход лишь ухудшает положение игрока. Похоже, такой цугцванг наступает для вымирающей тульской оппозиции.