Примерное время чтения: 13 минут
168

Тульские налоговики проведут День открытых дверей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ-Тула" 15/10/2014

В Тульской области, как и в России в целом, в повседневную практику интенсивно внедряются современные технологии налогового администрирования, а также электронные сервисы. О том, что это такое и как новшествами пользоваться, рассказывает руководитель УФНС России по Тульской области Сергей Алехин.

- Сергей Николаевич, широко известно: налоговая грамотность населения оставляет желать лучшего. Как её повысить?

- Основой нормального налогового климата любой страны являются партнерские отношения между взаимодействующими сторонами. И существенный элемент этих отношений – налоговая грамотность населения. Чтобы её повысить, налоговые органы широко используют современные возможности информирования налогоплательщиков.

Кстати, на сегодняшний день федеральная налоговая служба (ФНС) России – лидер среди федеральных органов исполнительной власти по количеству размещаемой в открытых источниках информации для граждан.

Служба усиленно развивает это направление, совершенствуя электронные ресурсы. Чтобы налогоплательщик затрачивал как можно меньше времени и сил на исполнение налоговых обязательств, мы внедряем современные технологии. В частности электронные сервисы.

На сайте ФНС России (www.nalog.ru) работают 38 федеральных Интернет-сервисов и 4 региональных. Дистанционное взаимодействие с налогоплательщиками для налоговой службы в последние годы имеет особое значение, поскольку приоритетом в нашей деятельности наряду с контрольной функцией становится качественный сервис.

Личный кабинет для каждого

- Какие сервисы, по вашему мнению, являются наиболее значимыми?

- В первую очередь сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Им пользуется более 120 тысяч жителей региона.

Сервис кардинально отличается от ранее используемых.

Дело в том, что особенность налогообложения физических лиц у нас в стране – различие зон ответственности различных налоговых инспекций региона в зависимости от места нахождения объектов налогообложения, принадлежащих каждому жителю. То есть, если у вас имеется, например, квартира в Центральном районе Тулы, дача в Заокском районе, гараж в Щекино, то для того, чтобы выяснить в полном ли объеме уплачены налоги, вам потребуется связаться с тремя инспекциями, на территории которых располагается каждый из перечисленных объектов. Это, конечно, не удобно для налогоплательщика.

Революционное отличие сервиса «Личный кабинет ….» в том, что в нем находится информация о всех ваших объектах налогообложения (в том числе – и о находящихся в других регионах – от Калининграда до Чукотки).

- Каким образом налогоплательщик может воспользоваться Личным кабинетом? И требует ли это дополнительных расходов?

- Никаких расходов не требуется. Все, что нужно – это прийти в любую налоговую инспекцию с паспортом и свидетельством о присвоении ИНН и написать заявление на подключение.

После этого налогоплательщику выдается пароль, который в течение месяца необходимо сменить на постоянный, более удобный для пользователя, иначе учетная запись будет заблокирована.

Обращаю внимание налогоплательщиков: механизм смены пароля введен для повышения конфиденциальности персональной информации и обязателен для использования.

Существенно упрощается процедура подключения к сервису налогоплательщикам, имеющим квалифицированный сертификат ключа электронной подписи (КСКЭП). В этом случае визит в инспекцию не потребуется вовсе.

Подключиться к сервису можно прямо со своего компьютера, имея доступ к Интернету (сертификат ключа обеспечивает возможность электронной подписи, крайне полезен налогоплательщикам при ведении некоторых видов деятельности и представляется удостоверяющими центрами).

- Куда можно обратиться, если возникнут вопросы технического или организационного характера в ходе подключения и текущей работы в Личном кабинете? Есть ли телефон «горячей линии», проводите ли вы обучающие семинары, какие выпускаете инструкции?

- Инструкции по эксплуатации сервиса можно найти в самом сервисе. Кроме того, специалисты всех инспекций области регулярно проводят семинары с налогоплательщиками, и тема электронных сервисов включается в повестку дня практически каждой встречи.

По вопросам, касающимся работы сервиса, можно обращаться в инспекцию по месту регистрации – лично либо по телефону. Все номера телефонов, а также режим работы инспекций указаны на нашем сайте в региональном разделе. Напомню, что для удобства налогоплательщиков прием в инспекциях продлен по вторникам и четвергам до 20.00, а каждую третью и четвертую субботу месяца специалисты ведут дополнительный прием с 10.00 до 15.00.

В сервисе предусмотрена возможность в случае необходимости направить заявление в налоговый орган об уточнении информации об объекте (если в характеристиках объекта обнаружены ошибки). Налоговое уведомление на уплату имущественных налогов, которое формируется налоговой инспекцией и направляется по почте, появляется в «Личном кабинете» буквально на следующий день после формирования в инспекции.

Кроме того, в «Личном кабинете» можно не просто просмотреть уведомление, но и оплатить в режиме онлайн начисление по документу. Также в «Личном кабинете» можно заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ и отслеживать статус ее камеральной проверки.

Обычное самостоятельное заполнение указанной декларации является достаточно сложной задачей для физических лиц, имеющих доходы от продажи имущества и рассчитывающих на получение налоговых вычетов.

- С января 2014 года на всей территории Российской Федерации запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». Как отреагировали тульские организации на введение этой услуги?

- В нашем регионе в сервисе зарегистрировано уже 128 организаций. Он позволяет юридическим лицам в частности, управлять состоянием расчетов с бюджетом, получать информацию о налоговых обязательствах, о невыясненных платежах в виде акта сверки расчетов и т.д.

Через сервис пользователи направляют в налоговый орган обращения, заявления на получение информационных услуг, а также узнают о ходе исполнения заявлений и запросов, принимают электронные документы, составленные инспекцией по направленным заявлениям.

Сегодня более 80% налогоплательщиков сдают отчетность по телекоммуникационным каналам связи и получают доступ по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.

- А с чем связано появление в «Личном кабинете физического лица» недостоверной информации? Такое, увы, случается.

- Да. Бывает. Налоги исчисляются инспекциями, которые, в свою очередь, получают данные из многочисленных регистрирующих органов - ГИБДД, Росреестра, паспортно-визовой службы, Гостехнадзора и т. д. В связи с таким большим количеством источников данных возникает риск ошибок в части информации о владельцах объектов налогообложения либо в характеристиках самих объектов (мощность двигателя, кадастровая стоимость, инвентаризационная стоимость).

ФНС России провела масштабную чистку своих баз данных, разработав специальную форму для налогоплательщиков, с помощью которой можно сообщить об устаревшей и недостоверной информации.

Сейчас благодаря новой версии «Личного кабинета» каждый может сам следить за тем, чтобы неправильные данные корректировались.

- Какими сервисами еще может воспользоваться налогоплательщик на сайте ФНС России?

- Наиболее популярным является сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Он позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям проявлять должную осмотрительность при выборе партнеров по бизнесу: например, получить выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте. Также плательщики могут выяснить, не входят ли в состав руководства организации лица, отнесенные к категории дисквалифицированных, не является ли лицо должником по уплате налогов, не отсутствует ли связь с данным лицом по указанному им юридическому адресу.

Среди интерактивных сервисов, которые пользуются популярностью у пользователей, назову:

  • «Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции»;
  • «Создай свой бизнес», сервис представляет собой интерактивную пошаговую инструкцию для начинающих предпринимателей и включает все этапы ведения бизнеса с точки зрения взаимоотношений с ФНС России;
  • «Часто задаваемые вопросы», это база данных ответов на наиболее популярные вопросы;
  • «Онлайн-запись на прием в инспекцию», сервис позволяет спланировать визит в налоговую инспекцию и свести к минимуму время ожидания в очереди;
  • «Имущественные налоги: ставки и льготы», сервис позволяет получить информацию по вопросам применения налоговых ставок и льгот по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.

Не могу не отметить сервис для тех, кто только планирует создать свой бизнес. Это электронный сервис «Создай свой бизнес». Сервис позволяет ознакомиться со всеми тонкостями, которые вас будут ожидать, если вы решили зарегистрироваться в качестве ИП. Кроме того, есть сервисы, позворляющие осуществить саму регистрацию. Сервис пошагово помогает подготовить пакет документов, направить его, оплатить госпошлину и потом в назначенное время, в течение 30 минут лично в инспекции получить готовые документы.

На сайте работают четыре региональных сервиса: «Проверить обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц», «Налоговый калькулятор - Расчет стоимости патента», «Налоговый калькулятор - Расчет транспортного налога», «Налоговый калькулятор – Расчет ЕНВД». Сервисы предназначены для физических лиц и малого бизнеса и позволяют самостоятельно без лишних временных затрат на посещение налоговых органов узнать об обязанности по декларированию полученных доходов, рассчитать стоимость патента, сумму транспортного налога, сумму ЕНВД.

Как отчитаться через Интернет

- В начале разговора вы упомянули отчетность через Интернет, расскажите подробнее, что это дает налогоплательщику?

- У налогоплательщиков достаточно большой выбор как среди программ, которые позволяют передать отчетность, так и среди операторов, которые этим занимаются. Полный перечень операторов связи, с которыми у нас, у управления по Тульской области, заключены соответствующие договора, опубликован на нашем сайте, в разделе «Налоговая отчетность».

В чем заключается сервис подачи отчетности через Интернет? В настоящее время практически всеми налогоплательщиками используется какая-либо программа, с помощью которой ведется расчет подлежащих уплат налогов. Подача отчетности через Интернет достигается посредством информационного обмена между вашим программным комплексом и комплексом, используемым налоговыми органами. Это реализуется через защищенные каналы связи специализированными операторами связи. Они дают гарантию безопасности и обеспечивают удобство обмена данными. Кроме того, этот способ позволяет избежать очередей, значительно сэкономить время.

Отчетность через Интернет позволяет повысить качество сдаваемых деклараций. Когда вы работаете у себя на компьютере, формируете в программе отчетность, отправляете ее через оператора связи – автоматически проверяется форма, контрольные соотношения, какие-то показатели проходят логическую проверку. Если вы допустили ошибку и отправляете отчет по каналам связи через оператора, вам сразу же отправляются подсказки, присылаются протоколы, вы тут же исправляете и отправляете снова. Временные рамки раздвигаются для налогоплательщиков до 24-00. Операторы рассказывают о том, как они мониторят документооборот между налогоплательщиками и налоговыми службами и отмечают, что даже 31 декабря есть определенное количество деклараций, которые налогоплательщик высылает в налоговый орган вплоть во время боя курантов.

Преимуществ такого вида отчетности много.

  1. Экономия рабочего времени при сдаче отчетности (отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций, сведения передаются практически в любое время по телекоммуникационным каналам связи).
  2. Отказ от дублирования документов на бумажных носителях.
  3. Минимизация ошибок отчетности (налогоплательщику представляется возможность подготовки и формирования отчетности в стандартном актуальном формате с использованием средств выходного контроля).
  4. Оперативное обновление форматов представления информации в электронном виде (при изменении форм налоговых деклараций или введении новых форм отчетности налогоплательщик получает обновленные версии новых форматов в электронном виде).
  5. После отправки информации в налоговый орган налогоплательщик гарантированно получает подтверждение ее получения, имеющее юридическую силу.
  6. Отчетность, направленная в электронном виде, проходит входной контроль и разносится в лицевые счета, что повышает оперативность камеральных налоговых проверок и минимизирует суммы пени, уплачиваемых налогоплательщиком при не корректном расчете налогов.

Также для налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном виде, легко решается проблема рейдерского захвата путем представления – по заявлению налогоплательщика – информации о ведении в их отношении соответствующих регистрационных действий (своевременное информирование руководства организаций и предприятий позволяет предпринять контрмеры к «захватчику»).

День открытых дверей

- 25 октября 2014 года во всех территориальных налоговых инспекциях Тульской области пройдет День открытых дверей.

- Сотрудники нашей службы будут информировать граждан о налоговом законодательстве и порядке исчисления и сроках уплаты имущественных налогов. Время работы налоговых инспекций в этот день с 09.00 до 18.00.

В рамках Дня открытых дверей каждый сможет зарегистрироваться в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц», достаточно при себе иметь паспорт.

Сотрудники налоговых органов помогут посетителям инспекций сориентироваться в особенностях налогообложения имущества. Они расскажут, кто должен платить имущественные налоги и в какие сроки, какие ставки и льготы применяются в конкретном муниципальном образовании, какие права и обязанности есть у налогоплательщиков.

- Приближаются сроки уплаты имущественных налогов за 2013 год. До какого срока это надо сделать?

- 05 ноября 2014 года - крайний срок уплаты налога на имущество физических лиц. Срок уплаты транспортного налога - 10 ноября 2014 года Сроки по земельному налогу установлен органами местного самоуправления в период с 1 по 15 ноября 2014 года (в каждом муниципальном образовании это – своя дата).

Хочу напомнить тулякам - владельцам транспортных средств и недвижимости (домов, квартир, гаражей, земельных участков и т.п.), о необходимости вовремя заплатить налоги.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах