Примерное время чтения: 4 минуты
108

Законодатели намудрили: куда пропала медицинская реклама из тульских СМИ

Куда поведёт «сарафанное радио»: к врачу или сразу в аптеку?
Куда поведёт «сарафанное радио»: к врачу или сразу в аптеку? / Максим КИМЕРЛИНГ / АиФ

Информация о медицинских услугах практически исчезла из СМИ после изменения российского закона «О рекламе». Несколько месяцев производители не могут рассказать о своём товаре, медицинские учреждения - о своих предложениях, потребители лишились возможности получать информацию о том, где и какие услуги можно получить, издатели несут финансовые потери, ибо рекламный рынок в медицинской сфере заморожен. Отчего и ради чего всё это?

Перестарались

Российские законодатели хотели защитить россиян от недобросовестной рекламы и ужесточили условия распространения информации о медуслугах. Но сделали это талантливо настолько, что в законе появились две статьи, противоречащие друг другу.

Часть 7 статьи 24 разрешает рекламу медицинских услуг, но с чёткими ограничениями, а часть 8 такую рекламу запрещает везде, кроме специализированных медицинских изданий и профессиональных мероприятий (выставок, конференций, семинаров и т.д.). Но на такую рекламу ограничения, сформулированные в части 7, не распространяются.

А при том, что нарушение закона о рекламе в этой части предполагает штрафы в сотни тысяч, рисковать в поисках законодательных лазеек отваживаются не многие.

Депутаты же, поняв, что перестарались, до сих пор безуспешно ищут варианты - и «плётку» не поменять на более мягкую, и «ребёнка», выплеснутого с водой, вернуть к жизни.

УФАС, отметивший противоречие, тем не менее не даёт разъяснений, что в данной ситуации делать участникам рынка медицинских услуг, чтобы не нарваться на штрафные санкции.

Лазейки, конечно, найдутся

- Мы несём убытки. Что в этой ситуации делать? - спрашивала на встрече с членом общественной палаты РФ Павлом Гусевым редактор тульской газеты, доля медицинского рекламного рынка которой составляет, по грубым подсчётам, почти треть от общего количества рекламы издания.

- Я не могу вас учить искать лазейки в законе. Но сами мы их нашли, - ответил он.

Часть тульских СМИ сделали паузу в ожидании более чётких формулировок в законодательстве, другие озадачились поиском правовых дыр.

- Вот и имеем мы вместо полноценной информации об услугах, оказываемых, скажем, санаторием-профилакторием, публикацию разве что его названия и адреса, - говорит генеральный директор и редактор одного из еженедельников Елена Артамонова.

- Вслед за ижевскими коллегами мы первыми в Туле открыли специализированное издание для медицинских работников, - рассказывает руководитель юридического отдела третьего издания Сергей Панков. - Это позволило нам более широко рассказывать об услугах, предлагаемых медицинскими учреждениями.

Госдепы, подумайте!

На безрыбье и рак, как говорится, рыба, но всё это мало что даёт.

В борьбе законодателей с недобросовестными рекламодателями страдают именно законопослушные издатели, рекламодатели - предприятия, оказывающие лицензированные государством медуслуги, и, конечно, потребители.

- Что касается тех, с кем борются госдепы, то они на центральных телеканалах продолжают рекламировать свои услуги и препараты, выдавая их за чудодейственные средства исцеления от всех болезней, - констатирует известный тульский врач Виктор Мельников.

Можно предположить, что игнорировать законодательные запреты помогают доходы, уровень которых несопоставимо выше штрафных санкций, для среднестатистических региональных изданий равносильных закрытию предприятий.

Чтобы исключить правовую коллизию, законодательное разночтение и мутные правила игры, медики, издатели, предприниматели, юристы, члены торгово-промышленной палаты Тульской области обратились к депутатам Государственной думы от региона. Они просят обратить внимание госдепов на серьёзные проблемы, возникшие после принятия Госдумой поправок в закон «О рекламе» в части медицинских услуг.

Ели и есть будут

Пока механизм рекламного взаимодействия заинтересованных сторон не будет чётким, а контроль жёстким, мы не избавимся ни от обилия лживой рекламы, ни от элементарного медицинского невежества. А те потребители, которых собственно и стараются защитить от соблазна горстями поедать рекламируемые таблетки, как ели их, так и будут есть. Как говорится, отсутствие ума законам не подвластно. И им поможет «сарафанное радио», также не подвластное законам и никогда не предупреждающее о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться у специалиста.

Читайте нас в твиттере @aiftula

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах