Примерное время чтения: 10 минут
202

Русское искусство в Ясной Поляне. «Войну и мир» показали под открытым небом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. "АиФ-Тула" 13/07/2022
Романов Кирилл / АиФ

В Ясной Поляне завершился театральный фестиваль «Толстой». В программу фестиваля вошло более 40 мероприятий, которые разворачивались на 14 площадках. 

Театр имени Евгений Вахтангова дважды показал в Ясной Поляне свой главный спектакль этого сезона «Войну и мир». На сцену на территории усадьбы писателя вышли Сергей Маковецкий, Евгений Князев, Владимир Симонов, Андрей Ильин, Ирина Купченко, Людмила Максакова и другие. Спектакль впервые сыграли под открытым небом.

​Где, если не здесь играть спектакль по роману-эпопеи?

«Увидеть этот спектакль в Ясной Поляне – действительно историческое событие. За время существования фестиваля спектакль Театра имени Евгения Вахтангова – это первая масштабная драматическая постановка по всему тексту романа-эпопеи, а не по какому-то фрагменту. Театры не так часто обращаются к этому материалу из-за его объема, однако толстовский текст очень органично звучит с театральных подмостков именно в Ясной Поляне, месте написания романа. Яснополянская усадьба стала прообразом поместья Болконских, а родные и близкие Льва Толстого стали прототипами всех главных героев эпопеи», – говорит директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.

Событие для все страны

Огромная сцена высотой с пятиэтажный дом, не менее масштабная трибуна для сотен зрителей, серая движущаяся стена-декорация и ювелирная игра вахтанговцев – в музее-усадьбе «Ясная Поляна» впервые показали спектакль по роману-эпопеи «Война и мир», написанный Львом Николаевичем Толстым именно в этом месте.

Казалось, волнительно было всем. Актёрам, находящихся в непривычных условиях, ведь спектакль ставился для стационарной сцены в театре; музейщикам – принимать столь именитых гостей – большая ответственность; зрителям – шутка ли вы выдержать пятичасовой спектакль под открытым небом.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Постановка спектакля на Родине великого писателя стало настоящим событием для всей страны. Билеты покупали не только туляки и москвичи. Я точно знаю, что здесь есть люди с Камчатки, из Крыма, Санкт-Петербурга. Значит, Россия жива, а культурное поле её по-прежнему широко и глубоко. Русское искусство – оно происходит здесь и сейчас», - говорит перед началом спектакля мэтр Вахтанговского театра Евгений Князев, сыгравший старого князя Болконского.

Как признаётся актёр, этот герой ему никогда не нравился – взбалмошный, эгоистичный, но в исполнении Князева – тонкий и ранимый.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Кстати, Евгений Владимирович сам родился недалеко от Ясной Поляны, поэтом для него сегодняшнее выступление – по-своему особенное.

«Отправьте хоть на Луну»

…Бывалые посетители театрального фестиваля «Толстой», в рамках которого играли спектакль, заходят на трибуны с пледами, тёплыми кофтами и даже подушками. Через пару часов становится понято – зачем. Хоть спектакль и начинается под тёпами лучами солнца, к ночи заметно холодает, менее продуманные зрители поёживаются на местах, в антрактах пьют горячий чай, но не уходят.

На сцене, точно повторяющей сцену московского театра им. Евгения Вахтангова, из декораций – огромная серая стена, то уходящая вглубь, то давящая на зрителей, да две скамьи. Актёры – видны как на ладони, каждый их шёпот, вдох, шаг – откликаются на задних рядах.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Постановка будто бы соткана из нюансов, полутонов, намёков и то же время разрывает на части и оставляет послевкусие. У каждого – своё.

Несмотря на то что условия для актёров воспроизведены в точности, как на столичной сцене, отличие, кроме открытого пространства, всё же есть. Приходится работать с микрофонами.

«Многие московские театры уже давно так работают, но мы – нет. На мой взгляд, это портит актёра, он привыкает шептать. Звук - это не громче-тише, это энергия», - говорит Народный артист России Сергей Маковецкий, сыгравший графа Ростова.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Актёр уверен: никакие обстоятельства не смогут помешать играть.

«У нас новое место. Значит, надо играть – хоть пять часов, хоть десять, было бы что. Езди начать думать об ответственности, о том, мешает тебе или помогает место, в котором ставится спектакль, то можно вовсе не выйти на сцену. Так что хоть на Луну нас отправьте, спектакль не потеряет художественной ценности. Мы показываем те темы, которые сейчас важны и найдут отклик у каждого. Легко спрятаться за декорации, суперэффекты, реквизит, но в этом спектакле есть главное - душа. И все, у кого она есть, задумываются о добре и зле, жизни и смерти, мире и войне, свете и тьме».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Сила места

В Ясную Поляну привезли два состава.

«Когда актёры узнали, что мы едем на Родину Толстого, то дверь в мой кабинет не закрывалась, - все хотели выступить здесь, - рассказывает директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок. – Ну где, если не здесь показать «Войну и мир»? Помогает сила места».

Спектакль идёт с двумя антрактами. Первые две части посвящены миру, последняя – войне.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Особенно остро изменения чувствуется через образ Наташи Ростовой, великолепно исполненный Ксенией Трейстер. На сцене под звуки своего первого вальса, который она танцевала в лёгком плате с Андреем Болконским, сейчас она в траурном одеянии, опустив руки продолжает танцевать. Юная, шальная, с хвостиками и детских заливистым смехом -  в первой части, она превращается во взрослую женщину, потерявшую любимого.

Две ключевые фигуры спектакля – Андрей Болконский, выточенный каждым движением и взглядом Юрия Поляка и Пьер Безухов, созданный Денисом Самойловым – приковывают внимание. Первый – несгибаемый, принципиальный, но то же время живой и влюбляющий в себя. Второй – открытый, местами наивный, доверчивый и такой настоящий.

Они – противоположность людей, зацикленных лишь на себе, сплетнях и устройстве своих дочерей и сыновей «получше».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

… Совсем рядом раздаются раскаты грома, настоящего, природного. Но словно их никто не слышит – ведь овации и аплодисменты заглушают всё. Актёры выходят на бис снова и снова. Трижды.

Мнение зрителей

Советник Президента Российской Федерации по вопросам культуры, праправнук писателя Владимир Толстой: Мы – счастливые люди, участники настоящего чуда и волшебства. Мы увидели блистательный спектакль в исполнении вахтанговсокго театра, который в этом году отмечает свой вековой юбилей.

В этой усадьбе родился замысел романа-эпопеи, первые главы написаны в комнате под сводами в доме Толстого. «Война и мир» - это роман о собственной семье Льва Николаевича, его дедушках, бабушках, родителях, близких людях. Всё это ожило перед нами…Есть люди, которые видели этот спектакль в Москве по два и три раза, но приехали сюда, чтобы увидеть его в естественных декорациях.

Студентка Анна Коновалова: Спектакль под открытым небом получился особенно атмосферным. Удивительный тандем яркой вахтанговской театральности и минимализма философской режиссуры удался: неутихающие аплодисменты зрителей и возгласы «браво» в конце - яркое тому подтверждение.

Предприниматель Татьяна Карнушина: Я осталась в восторге от шикарной игры актёров: за каждым жестом и словом Андрея хотелось следить (Юрий Поляк), Пьер (Денис Самойлов) заставлял улыбнуться и восхититься внутренней силой... Развлечениям в доме Ростовых я даже слегка позавидовала. А вальс Наташи с Андреем и её танец после его смерти зацепил и тронул.

Отдельный восторг — декорации и свет. Почти ничего нет, но есть всё. И это красиво.

Из неоднозначного: мелькали какая-то неуместная пошлость, намёки на инцест, крики и фарс. Не хватило некоторых важных, на мой взгляд, эпизодов, но это всё и не уместить в один спектакль.

А он, хоть и неоднозначный, стал одной из самых сильных постановок, что я видела. Поэтому, если есть возможность, его увидеть — надо увидеть.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах