Алексей Мурат, «АиФ в Туле»: Сергей Васильевич, Никольский собор – архитектурная доминанта Епифани. Как идет его реставрация?
Сергей Кусакин: В 2013 году накануне 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Петрович Гриценко попросил меня найти информацию об истории Никольского собора. Были выделены средства на реставрацию храма, одновременно началось благоустройство самой Епифани. Тогда провели все наружные работы, внутри собор был побелён. Сделано было очень многое.
Кстати, надо отдать должное и Василию Александровичу Стародубцеву, в бытность которого главой региона была проведена консервация храма. Он любил сравнивать Никольский собор с Исаакиевским. Я бы, конечно, поспорил, но определённое сходство есть – однокупольность, колоннады. Так вот, в 2000 году храм был покрыт кровлей, снята проросшая поросль – молодые деревья и кустарники. Поставили маленький фанерный иконостас, служба началась.
Бывший начальник УФСБ Владимир Петрович Лебедев, у которого кимовские корни, поставил звонницу, новый иконостас. Была открыта памятная доска из чёрного гранита воинам-чекистам, погибшим в Чечне. Зимой пока службы идут в отапливаемой трапезной, а в тёплое время года – в самом соборе.
- Если говорить о Епифани, Крапивне, Чекалине-Лихвине, на ваш взгляд, почему пока не удалось в полной мере раскрыть их культурно-туристский потенциал?
- Мы много общаемся с Ольгой Венёвцевой, которая заведует Крапивенским филиалом музея-усадьбы «Ясная Поляна», и я всегда говорю о Епифани и Крапивне как о таких побратимах, и судьба у них похожая. Города появились в XVI веке как форпосты на южной границе Московского государства, вынесенные за Засечную черту. При создании Тульского наместничества стали уездными населёнными пунктами, занимали рядышком места по численности населения, уровню экономического развития. И в советский период их постигла схожая участь: оказавшись в стороне от железных дорог и бурно развивающейся социалистической индустрии, и оба постепенно заглохли на фоне Кимовска и Щёкина.
Но и Епифань, и Крапивна обладают огромным историко-краеведческим и туристским потенциалом. Я сам провожу экскурсии по храмам Епифани. Их тут три: Никольский собор, церковь усекновения главы Иоанна Предтечи на кладбище и Свято-Успенский женский скит (бывший мужской монастырь, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).
Словом, есть что показать и посмотреть. В 2005 году архиепископ Тульский и Белевский Алексий во время архиерейского богослужения отметил, что Иоанно-Предтеченский храм в Епифани является одним из самых намоленных в епархии.
Эта церковь не действовала всего пять лет – с 1938 по 1943 год. После открытия она начала развиваться, туда стали приносить иконы, некоторые из которых очень высоко оценили сотрудники Третьяковской галереи.
- К вопросы об истории. В следующем году будет отмечаться 500 лет Тульского кремля и Большой Засечной черты, но до сих пор не утихают споры вокруг более раннего исторического события – Куликовской битвы. Скептики, сравнивая её с Грюнвальдской, а их разделяли всего 30 лет, указывают, что там вещественных источников, доказывающих и место, и сам факт сражения, хоть отбавляй, а у нас настолько с этим плохо, что есть большие сомнения и по поводу времени, и места, и обстоятельств битвы.
- Признанная современная интерпретация Куликовской битвы восходит к версии, описанной Карамзиным в его «Истории государства Российского». Убеждён: место определено верно, битва была именно здесь. Давайте вспомним известное произведение «Задонщина» на эту тему…
- Но ведь оно позже появилось!
- Ну, ничего себе – XV век! Там есть такая фраза, что на Дону (и Непрядва, по-моему упоминается) ворона не кличут. Наш оппонент Фоменко утверждает, что Непрядву придумал Карамзин. Но я работал с документами XVI-XVII веков и Непрядва там в этом контексте упоминается. Что касается находок на месте битвы – это работа археологов, я этим очень интересуюсь, но не касаюсь. В тех местах был помещик Нечаев, он велел крестьянам все находки отдавать ему. А моё мнение: факт битвы между Доном и Непрядвой невозможно оспорить. Петр Первый в память о той победе велел заклеймить дубы.
И до сих пор передаются из поколения в поколение легенды и предания: тут Мамай потерял свою суму, а здесь Дмитрий Донской просил прощения за гибель сражавшихся в битве русских воинов.
- Сергей Васильевич, Епифань – это верхний Дон, место базирования Исток-Донского округа Всевеликого войска Донского. Какова роль казачества в судьбе Епифани и её окрестностей?
- Мы считаем, что Епифань была основана в 1566-1567 годах – как крепость с гарнизоном. Был острог, то есть деревянное фортификационное сооружение, построенное князем Иваном Фёдоровичем Мстиславским, считается, что здесь были его вотчины и владения. В остроге несли службу пешие и конные стрельцы. Они жили на посаде, то есть рядом с крепостью. А вокруг Епифанского острога князь Мстиславский образовал восемь казачьих слобод, рассчитанные на семь казачьих сотен. Но в 1584-85 годах, уже в правление царя Фёдора Ивановича (сына Ивана Грозного), три семьи казаков были подвёрстаны в «детей боярских» – это низший слой русского служилого дворянства с правом наследования имений. И казаков к тому времени оставались уже считанные десятки, потом их так или иначе добирали, но казачество здесь существовало в XVI и XVII веках. Строилась Белгородская оборонительная линия к югу от Епифани – Елец, Ефремов, Урыв, Яблонов, - много городов.
И дети боярские, и казаки, и стрельцы, отправлялись туда на службу, в том числе и на постоянное место жительства. Я бы так сказал: отсюда, с верховий Дона казаки двигались на юг до его устья, и в этом смысле Епифань можно рассматривать как начало Донского казачества.
- От истории – к делам современным, насущным. Вы дважды – в 2005 и 2009 годах избирались депутатом местного собрания в Епифани. Что можете сказать про местное самоуправление? Что получилось, что нет?
- Те два созыва, что я был депутатом, муниципальное образование было в границах собственно посёлка. А потом это стало МО Епифанское, включающее в себя южную часть Кимовского района, в котором, помимо Епифанского, ещё два муниципалитета – город Кимовск и МО Новольвовское.
Нас было 10 депутатов, двое, кстати, от филиала музея «Куликово поле» – люди были инициативные. Большую работу вели, но, как всегда у нас в России, не хватало денег.
Уже в следующем созыве бывший начальник областного УВД Владимир Владимирович Карпинский, мой хороший приятель, выступил инициатором постройки клуба в Епифани, пункт полиции создали, выделили под него помещение. Вся южная часть района была без «прикрытия» правоохранительных органов, теперь этот вопрос решён. Он до сих пор лыжами занимается, в том числе с детьми, я – баскетболом. Я сам много занимался этим видом спорта ещё в Донском, имею первый разряд. «Кубок Куликова поля» уже 15-й раз провели. И футбольная секция есть.
- А стало ли людям удобнее от такого укрупнения муниципальных образований?
- Девять тысяч населения, кажется, в укрупнённом МО Епифанское. Больница закрыта, амбулатория работает. Банк есть. Ведётся работа по улучшению водоснабжения. Вообще, инфраструктура значительно лучше стала – собор отреставрировали, церкви действуют, построили новый клуб, открыли спортивно-оздоровительный центр «Богатырь». При Груздеве заасфальтирован практически весь посёлок был. Отдел культуры и досуга местной администрации работает великолепно, проводятся интересные мероприятия. А так у нас два основных направления – краеведение и спорт.
- Такой вопрос вам напоследок: какое будущее для Епифани вы видите?
- Я бы сказал словами моего земляка из Донского: Епифань развивается благодаря бренду Куликова поля. И это действительно так. И наш посёлок знают сегодня люди из самых разных регионов России. И я считаю, что будущее Епифана – туризм и краеведение.