Примерное время чтения: 9 минут
743

Лучше от меня, чем на улице. Как рассказать ребёнку о Марксе и Витгенштейне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. "АиФ в Туле" 16/05/2018
Кирилл Романов / АиФ

В 70-е годы позапрошлого века Лев Толстой взялся за сочинительство школьного пособия для обучения детей чтению, письму и арифметике. Литературно-педагогический труд, получивший простое и незамысловатое название «Азбука», переиздавался только при жизни писателя 28 раз, дорабатывался, переписывался, сокращался и был объектом как резкой критики, так и безудержной похвалы. «Азбука» яснополянского классика приобрела самую многообещающую из всех возможных репутаций - неоднозначную… 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Маленькие Платоны

В связи с этим кажется особенно символичным, что именно с Тульской области издатель популярной серии книг по философии «Маленькие Платоны» (на русском - «Платон и Ко») Жан-Поль Монген начал второе в своей биографии российское турне, став гостем одного из крупнейших международных фестивалей детской и подростковой книги «ЛитераТула». 

Французский издатель, преподававший философию в Сорбонне, полагает, что знакомить детей с идеями Канта, Маркса, Лейбница или Витгенштейна можно, начиная уже с 10-летнего возраста. И мечтает подготовить и выпустить порядка 60-80 детских книг, охватывающих весь корпус основных философских текстов. В настоящее время вышло уже 30 книг из серии «Маленькие Платоны», которые были переведены на 26 языков мира, в том числе, и на русский (12 книг из серии). 

Лист Лейбница

«Идея о создании серии появилась у меня восемь лет назад, когда я задумался над тем, какие книги для детей издаются сегодня во Франции. Соответствующий рынок книжной продукции у нас очень и очень развитый. Поэтому я и удивился, когда обнаружил, что с детьми никто не пытается говорить о философии всерьёз. Точнее сказать, есть книги, авторы которых задаются какими-то общими вопросами («что такое свобода?», «почему нельзя лгать?», «почему мы влюбляемся?», «зачем нужно ходить в школу?»), в качестве ответа на которые даются предположительно философские объяснения. Конечно, философ может говорить о свободе. Но о ней точно так же может размышлять и экономист. Как и человек любой другой профессии. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

С другой стороны, верно и то, что заниматься философией можно, взяв в качестве отправной точки абсолютно любую тему. Говорят, что Лейбниц, прогуливаясь однажды в парке со своей покровительницей принцессой Ганновера, поднял упавший с дерева лист и предложил ей отыскать хотя бы ещё один во всём парке, полностью идентичный первому - размером, рисунком, формой. Принцесса поручила это увлекательное занятие своим слугам, те добросовестно занимались поисками до самого вечера.

Разумеется, второго такого же листка они не нашли. Но случай этот стал поводом к тому, что Лейбниц рассказал принцессе о принципе достаточного основания, согласно которому природа не производит идентичных предметов. И на основе таких сюжетов можно пытаться разговаривать с детьми о философии».

По Канту сверяли часы

«Что никогда нельзя допускать в моей работе, так это двух вещей. Во-первых, нельзя просто так взять и упростить философский текст. Если «отредактировать» таким образом  «Капитал» Маркса или «Феноменологию духа» Гегеля, заменив все условно непонятные для детей слова на условно понятные, мы получим печальный результат. Текст станет плоше, смысл утратится, да и интерес к идеям у ребёнка вряд ли появится. Потому что получится скучно.

Нельзя просто так взять и упростить философский текст.


Второе: нельзя ограничиваться историями из жизни философов. Крайне мало мыслителей, чья жизнь являлась бы отражением их идей. Да, мы знаем, что был Диоген, который «квартировался» в бочке и утверждал, что чтобы стать свободнее царя, нужно жить как собака. Но дело в том, что в античности в целом к философии было такое отношение: те, кто ею занимался, пропитывал ею всю свою жизнь, вплоть до бытовых мелочей.

А что интересного мы можем рассказать, например, о жизни Канта? Как говорил Хайдеггер: «Кант родился, работал и умер». Также известно, что Кант ежедневно строго и в одно и то же время прогуливался по одной и той же улице. Говорят, современники даже часы по его променадам сверяли. В книге из моей серии «Безумный день профессора Канта» я пытаюсь описать всю его жизнь как один день, поделённый на три части: утро - это «Критика чистого разума», день - «Критика практического разума», вечер - «Критика способности суждения». Три основополагающие работы философа».

«Есть и дети, которые нас читают»

«Зачем школьникам философия? Потому что это фундаментальный предмет, а его изучение находится на пересечении различных дисциплин и знаний. Начиная понимать язык философии, ребёнок получает навык критического мышления, учится слышать и вести дискуссию, развивает интерес к истории. Конечно, нельзя не признавать, что основные читатели книг серии «Маленькие Платоны» - взрослые люди. Например, наши книги могут быть прекрасным подарком для преподавателя философии.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Но есть и дети, которых увлекают наши иллюстрированные истории. Например, мои старшие, которым сейчас по 7 и 8 лет, уже приступили к изучению наших книг. И это вполне приемлемый возраст - достаточно овладеть нормальной, «взрослой» техникой чтения (в наших изданиях хоть и много иллюстраций, но шрифты самые обычные, а не укрупнённые, как это бывает в книгах для самых маленьких). Правда, для понимания некоторых книг нашей серии требуется наличие определённой эрудиции - например, знание греческой мифологии. Поэтому они подойдут для детей постарше - лет десяти. 
Кстати, мы сейчас запустили абсолютно новую серию книг, которая называется «Совсем маленькие Платоны». Серия рассчитана на детей от 3 лет. На русский язык они ещё не переведены».

Ревность университета

«Говорят, что кто-то воспринимает наши книги как нечто несерьёзное. Думаю, это относится к тем, кто их не читал. В наших историях для меня крайне важно сохранить верность автору. Над серией книг работала целая группа профессионалов. Франсуаза Арменьо, автор работы «Носорог Витгенштейна», - преподаватель языка и эстетики, один из главных специалистов по Витгенштейну в сегодняшней Франции. Ронан Деканан, написавший «Призрак Карла Маркса», - преподаватель Сорбонны, автор книг и статей по философии и истории науки. Яркие и красочные книги, смешные и броские - они написаны на самом деле очень серьёзными людьми. И я не слышал ещё ни одного отзыва относительно того, что какая-либо концепция в наших книгах изложена некорректно или искажены какие-то факты.  

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Некоторое неприятие наших книг может быть связано ещё и с тем, что уже несколько веков как закрепилось убеждение, что говорить о философии можно только с университетской кафедры. А соответствующее право есть только у членов академического сообщества. Сейчас эта ситуация меняется, причём во всём мире. В Бразилии, например, о философии говорят в школе с 10-летними детьми. И в сегодняшней Франции в гимназиях преподают философию. 

Яростное же сохранение эксклюзивных прав на этот предмет со стороны университета, на мой взгляд, есть не что иное, как обычная ревность».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах