aif.ru counter
31.01.2019 17:42
Андрей Лифке
177

Единственное музыкальное пристрастие. Нужна ли региону джазовая школа?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ в Туле" 23/01/2019

А куда идти-то?

Андрей Лифке, «АиФ в Туле»: Михаил Ильич, джаз был и остается единственным вашим музыкальным пристрастием?

Фото: Из личного архива

Михаил Албанов: Я бы сказал – образом жизни. Как услышал ещё в юном возрасте композиции Диззи Гиллеспи и других мэтров джаза тогдашнего времени, так и запал на всю оставшуюся жизнь. Начинал с питерскими джазменами, оказавшимися в Кемерово как неблагонадёжные. Помните? – сегодня буги или джаз, а завтра родину продаст. Потом служил на флоте, играл в джазовом коллективе. После службы приехал в Новомосковск. Вскоре оказался в вакууме, сколько-нибудь понимающих или играющих джаз музыкантов здесь не было, и я отправился в Тулу.

- Стало быть, в 70-е годы прошлого века в областном центре какая - то джазовая традиция существовала?

- Ну, как – традиция… В Тульской филармонии существовал биг-бэнд Анатолия Кролла, переместившийся впоследствии в столицу. Пианист Владимир Девяткин, работавший прежде с Олегом Лундстремом, - эти имена знающим людям говорят о многом, - создал при филармонии свой биг-бэнд и взял меня. Так что о других музыкальных направлениях думать было некогда, да и не хотелось. Только джаз. 

- Вы гастролировали?

- Ещё как! В вокально-инструментальном ансамбле «Туляки» под руководством Владимира Девяткина джаз мы играли, что называется, втихаря. А на гастролях аккомпанировали известным советским певцам. Таким, например, как Вадим Мулерман, вокальный квартет «Аккорд», дуэт «Иван да Марья». В далёком уже прошлом очень популярные солисты и вокалисты.

Однажды на гастролях летели в самолете и где-то в Коми чуть не разбились, пилоты чудом сумели сесть в лесу. А потом нужно было ехать дальше по автодороге, дело было зимой. Певцов-«небожителей» рассадили по «Волгам», а нас, музыкантов-аккомпаниаторов, запихнули в утлый автобус марки «Кубань», который и съехал на полдороги в кювет. Едва остались живы. После чего из филармонии я ушёл.

- Так повлиял этот инцидент?

- С приходом после Фурцевой нового министра культуры СССР заработки музыкантов резко упали. Если прежде в месяц коллективы давали от сорока до пятидесяти и даже более концертов, то строгой нормой стало девятнадцать. Мол, слишком много зарабатываете, ребята. Не я один ушёл. А куда было идти? Вернулся в Новомосковск.

- Где не было никакого джаза…

- Зато был созданный мною как бы ВИА «Апрель» при ДК. Мы заслушивались и играли композиции известной американской джаз-роковой группы «Кровь, пот и слёзы». Под эту музыку можно было танцевать, молодёжь под неё оттягивалась, и это не были чисто виашные простенькие песенки про любовь-морковь. У нас была мощная духовая группа. Позже я стал руководителем эстрадного отделения музыкального колледжа.

Прописать не удаётся

- Судя по тому, что в ваш нынешний коллектив входят музыканты очень высокого уровня, «прописать» джаз, причем в разных его проявлениях в Новомосковске вам всё же удалось?

- Да как сказать… Александр Старцев, саксофонист, учился у нас на эстрадно-джазовом, потом я его отправил в Москву, в институт культуры, который он успешно закончил. Работает в «Фонографе» Сергея Жилина, это очень известный, востребованный коллектив. Вырывается иногда на репетиции и выступления моей группы «Michael band».

Барабанщик Геннадий Лившин выпускник Петрозаводской государственной консерватории, преподает в музыкальной школе, прекрасно поёт джаз. Любимец публики, виртуоз. Басист Александр Скурыдин преподает и в школе, и в Новомосковском музыкальном колледже им. Глинки. Эстрадно-джазовая певица Светлана Фед родом из Северо-Задонска, но работает в Москве и тоже успевает с нами выступать. Вот и весь новомосковский джаз. Люба Труфанова и Лена Михайлюкова, лауреаты серьёзных джазовых фестивалей тоже наши, но у них свои профессиональные группы в Москве и Санкт-Петербурге. Изредка с нами выступают.

Фото: АиФ

- А что Тула?

- Я говорил уже про коллектив Кролла, который, кстати, в свое время репетировал в Новомосковске, в Доме инженеров, там теперь драмтеатр, поскольку в Туле им просто негде было репетировать. В свое время в нашем главном городе был биг-бэнд, пять саксофонов, четыре тромбона, пять труб. Сейчас есть какие-то молодые ребята, но… Есть духовой эстрадный оркестр, они считаю, что играют джаз. Я неоднократно предлагал создать в Туле настоящий биг-бэнд, но всякий раз получал отказ. Ссылаются на отсутствие денег. А можно было бы сделать хотя бы небольшой, но профессиональный крепкий коллектив, чтобы не приглашать за сумасшедшие деньги москвичей, зачастую не самого высокого, мягко говоря, уровня. Но увы. Те, от кого зависело бы возрождение тульского джаза, об этом даже не думают. Можно было бы и в Новомосковске великолепный джазовый коллектив создать, было бы желание у начальников от культуры. Так что мне остаётся только играть любимую музыку, пока ещё есть силы и время.

Кстати
Редкие концерты группы Албанова «Michael band», в репертуаре которой произведения самых разных направлений, в том числе изумительные, трогающие за душу джазовые интерпретации песен советских композиторов и авторские пьесы Михаила Абанова неизменно собирают полные залы. Что свидетельствует о том, что интерес именно к живому, исполняемому со сцены джазу, несмотря на то, что сегодня можно не выходя из дома послушать буквально любую музыку, в народе не пропадает. Но почему-то кажется, что с уходом таких, как Михаил Албанов, а затем и поклонников серьёзных музыкальных направлений в залах будут звучать исключительно рэп. Да ещё простенькие «фанерные» песенки. Про любовь-морковь. Что уже и происходит.

Комментарии

Владимир Беляев, меломан с 60-летним стажем: Джаз развивается и будет развиваться, независимо от того, что об этом думают маститые культурологи либо рядовые любители музыки. Я с младых ногтей отдавал предпочтение рок-н-роллу в лице Элвиса Пресли, Битлс, Дип пёрпл и иже с ними, всех и не перечислишь, Что не мешало мне одновременно с удовольствием слушать «Диззи Гиллеспи», «Кровь, пот и слёзы», Луи Армстронга, Эллу Фитцджеральд, Джанис Джоплин, других ярких джазовых музыкантов, в том числе отечественных.

Другое дело, что в провинции нынче, в нашей, кстати, тоже, «в живую» настоящий джаз редко звучит. Чего не скажешь о тех же рэперах, похожих друг на друга как трёхдневные цыплята. И это плохо. Джаз заставляет думать, сопереживать, восхищает виртуозностью исполнения. Как развивать джаз в провинции – другой вопрос. На который у меня, увы, ответа нет.

Елена Борисова, библиотекарь: Не могу сказать, что джаз самое любимое для меня направление. Тем не менее, хорошая, доступная для моего понимания джазовая музыка в исполнении профессиональных музыкантов за душу берёт.

Возможно, надо поощрять создание джазовых молодых коллективов, пока ещё есть энтузиасты этого музыкального направления. Приглашать для выступления на наших концертных площадках корифеев российского джаза. Думаю, что они и сами охотно откликались бы на такие приглашения.

Георгий Серегин, старшеклассник: К сожалению, в кругу моих друзей и сверстников о джазе или очень мало знают, или вообще ничего. Да я и сам мало знаю, признаться. Другую музыку слушаем. Но когда в небольшой компании кто-то, случается, включает спокойную, мелодичную музыку, и я понимаю, что это саксофон либо какие-то другие негромкие, мелодичные инструменты, без надрыва, без суеты, без дурацких текстов, то очень всем приятно. Располагает к беседе, дружескому общению.

У нас, в Узловой, по-моему, нет джазовых музыкантов вообще. Во всяком случае, я о них не слышал. Но если кто-нибудь из настоящих бы приехал, думаю, пошли бы на концерт. Хотя бы ради интереса, а уж там видно было бы – понравится или нет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество