aif.ru counter
119

23 февраля народному артисту РФ Александру Попову исполнилось бы 68 лет

Первый раз его спектакль появился на тульской сцене в 1978 году. Постановка «Власть тьмы», в числе лучших представленная на театральном фестивале, прозвучала тогда очень сильно. Высокопрофессиональная подготовка и природная интуиция режиссёра позволили максимально точно воспроизвести атмосферу дикой убогой русской деревеньки и вселить надежду на победу света над тьмой. Благодарные зрители рукоплескали мастеру, в жизни которого было две неизменные приверженности: любовь к театру и своей семье.

Со своей будущей женой Ириной Федотовой Александр Попов познакомился в Минском театральном институте. С тех пор почти пятьдесят лет они были вместе: играли на сценах театров, куда забрасывала судьба, жили под одной крышей и безумно любили друг друга. Это как будто про них Евгений Шварц написал: слава храбрецам, осмеливающимся любить, зная, что всему приходит конец! Слава безумцам, живущим так, буд-то они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них.

Но, к сожалению, любовь побеждает смерть только в сказках и в самый последний день января прошлого года Александра Иосифовича не стало.

«Мы всегда держались за руки»

- Я до сих пор не могу играть в спектакле «Тифлисские свадьбы», - говорит Ирина Васильевна. - Там звучит голос Саши. Я где-то услышала фразу: «Не хватит слов, чтоб восхвалить». Это про него. Мне выпало огромное счастье,быть рядом с ним. Как-то на отдыхе спустя 25 лет после свадьбы встретили в Сочи свою однокурсницу, она сразу спросила: «Вы всё ещё за ручку ходите?». Мы всегда держались за руки. Я чувствовала себя защищённой от всех бед. Александр Иосифович сочетал в себе нежность, заботу и ярко выраженное мужское начало.

Ирине Федотовой выпало редкое счастье быть с тем мужчиной, которого выбрало сердце. Александр Попов всегда звонил после репетиций, и если жены не было дома, оставлял сообщение. Автоответчик бережно хранит его голос и признания в любви.

«Я люблю твои ушки, шейку, ручки». «Ирина Васильевна я не могу не сказать, как я вас люблю».

Актриса только один раз после ухода из жизни мужа включала запись, потому что это невозможно слышать без слёз.



- Господи, полвека, как это мало. Нам бы и тысячелетия не хватило, чтобы насладиться общением, - говорит Ирина Васильевна и вдруг грустно улыбается: - Знаете, а Саша мне вначале нашего знакомства вообще не понравился. У меня был тогда друг Жора Лапето, он потом прославится.

А вот хорошенькая, изящная, остроумная Ирина Саше очень нравилась, и когда на первом курсе студентам дали задание придумать и сыграть этюды, будущий режиссёр пригласил в напарницы именно её.

Паромщик, я и коза моя

- Зарисовка называлась «Паромщик, я и коза моя». Я якобы везла козу к ветеринару, надо было переправляться через речку, а Саша был паромщиком. Трудность состояла в том, что это был этюд с воображаемыми предметами. Козы, естественно, и в помине не было, вместо парома - помост. Животное по задумке попалось с норовом, я её пытаюсь затащить на транспортное средство, а она брыкается. Потом она ещё и в воду нырнула, я за ней спрыгнула, и паромщик в речку сиганул. И там мы все вместе и плавали.

Этюд стал очень популярным, с него всё у нас с Сашей и началось.

Ирина объясняла маме: «Это мой хороший товарищ». Мама лукаво улыбалась и пела: «За хорошей дружбой прячется любовь».

Александр Попов родился в актёрскорежиссёрской семье, и театр жил в нём с пелёнок. Когда стали ставить отрывки из спектаклей, он, конечно, режиссировал. Но всегда так переживал за Ирину, что во время экзамена повторял про себя весь её текст, а потом и свой перестал говорить вслух. Девушка как-то выкрутилась, сцену довели до конца. Потом у Саши преподавательница спрашивала, почему он молчал, пропуская свои реплики, он очень удивился: «Я говорил».

Смешная свадьба и разлука

От волнения за любимую девушку он забыл про себя.

 - На четвёртом курсе мы поженились, свадьба у нас была смешная, студенческая. Белое платье я категорически отвергла, не хотела быть в плену предрассудков. Сначала мырасписались, а через два дня решили устроить торжество. Моя мама всего наготовила, а мы пошли на лекции и так что-то застеснялись объявить о своём новом семейном положении друзьям, что потенциальные гости разошлись по домам, и мы стали срочно приглашать оставшихся.

Вот сидим за столом, тишина, только вилки стучат: студенты празднуют. И тут мой тоненький голосок: «Горько!». Это я так съюморила, - смеётся Ирина Васильевна. - А потом, конечно, разошлись, веселились от души. И самое смешное, что когда мы расписались, то решили, что будем жить отдельно, вот такая фантазия пришла нам в голову. И Саша поехал к себе, а я к себе. День живём отдельно, два, а вот после банкета Саша так грустно говорит: «Ирочка, я не хочу никуда уезжать». Так мы стали жить вместе.

Потом было распределение в Брест. В этот город Ирина влюбилась во время велопробега по западной Белоруссии. Брест был такой ухоженный и уютный, что будущая актриса решила, что будет работать только здесь. Через год Александр Иосифович уехал учиться в Ленинград на курс режиссуры Георгия Товстоногова. Им предстояло шесть лет разлуки. Муж писал ей каждый день. Она читала и перечитывала каждую строчку посланий и терпеливо ждала встречи. Молодая актриса даже печку не топила, так и ложилась спать одна в холодном доме. Александр Попов оставил жене запас дров на всю зиму, настрогал лучин, но зачем они ей, когда его не было рядом. Зато когда муж вырывался к ней на несколько дней, в доме наступал настоящий праздник. На свою скудную зарплату Ирина умудрялась покупать кусочек мяса на базаре и рябину на коньяке. Любимый приезжал - и большего счастья не было.



 - Однажды я сильно заболела, температура под сорок, а Саша в назначенный день не приехал, и через день его всё нет. И вот я лежу больная, страдаю, соседка печку натопила. И вдруг Саша входит, а я умирающим голосом из нашей любимой «Травиатты» слова Виолетты: «Уж поздно». Саша сразу кинулся суп варить с фрикадельками, котлеты жарить. Когда Маша родилась, он приезжал на каникулы и стирал пелёнки, варил кашу, кормил дочь, купал её. Как почти всемужчины, Саша ждал сына. Потом рассказывал: когда ему сообщили, что родилась девочка, он спал. Услышал и повернулся на другой бок. Потом всётаки стал звонить в Минск, а в квартире никто не брал трубку, он очень испугался и с той минуты полюбил свою дочь. У нас с ним был условный стук, означавший: я тебя люблю. Мы даже на лекциях так перестукивались. И вот я лежу в палате роддома и слышу свист в том же ритме. Выглядываю в окно, а он стоит, мой голубчик, с цветами. Увидел меня и стал в землю кланяться.

Без скидок

В 1989 году Александра Иосифовича пригласили возглавить коллектив Тульского театра драмы. Это было уже третье приглашение туляков мастеру. Решив, что Бог любит троицу, режиссёр согласился. Знакомый туляк предупреждал семью: «Куда вы едете? В Туле в театр не ходят».



 - Когда увидела в зале на спектакле пять человек, у меня был шок, - вспоминает Ирина Васильевна. Я с такой ситуацией не сталкивалась. А сам город мне понравился, так было чистенько на улицах, цветов много, зелени, город убирался. Со временем всё изменилось. Такое впечатление, что ни тульские власти, ни сами жители больше Тулу не любят. И город приобрёл грязное неухоженное лицо.

После первого спектакля «Дурацкая жизнь» зрителей не стало больше, а вот «Ромео и Джульетта» изменил ситуацию, лучший спектакль сезона вернул театру зрителей, и в кассах вот уже двадцать лет спрашивают «лишний билетик».



- А потом ведущие актёры стали умирать, труппа словно осиротела. И в этот момент нам очень помогли студенты с курса Ярославского института. Молодёжь - это надежда нашего театра. Когда дочь закончила театральный институт, Александр Иосифович попросил разрешения у коллег взять её в коллектив. Актёры дали добро. Мы с Машей вместе играем в спектакле «Обыкновенная история», его Александр Иосифович выпустил уже будучи глубоко больным человеком.

Александр Попов никогда не делал скидок для жены и дочери. В работе он был суров и требователен, никакого снисхождения ни для кого. Ирина Васильевна не сыграла много ролей, на которые имела право. Во время работы в Красноярском театре начальник управления культуры даже звонила директору театра с жалобой на то, что Попов зажимает свою жену, не даёт ей играть и что репертуар должен строиться на Ирине Федотовой. Но начальница не знала характер Ирины Васильевны, та никогда бы не позволила себе оказаться избранной.

Пережить потерю Ирине Федотовой помогает дочь Маша и сестра Александра Иосифовича Елена.

- Они с братом всегда были очень дружны, и Елена приехала в Тулу к нему через месяц после смерти их мамы. Она мой друг, сестра, частичка нашей любящей семьи.

Я понимаю, что мы встретимся с Сашей на небесах, но, если бы вы знали, как я хочу ощутить теплоту его руки здесь, сейчас, в этой жизни.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах