Примерное время чтения: 12 минут
391

Разговор трактора и аборигена. Чему служит чтение в век высоких технологий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ в Туле" 24/10/2018
Кирилл Романов / АиФ

«АиФ в Туле» делится наиболее интересным из услышанного.

От Платона до YouTube

«Тревожным звоночком нашего времени является вопрос «а зачем вообще нужно читать?». Звучит он так же остро, как, скажем, лет 400 назад высказанная идея о том, что «всем читать обязательно» - тогда это была такая же необыкновенно свежая и шокирующая мысль. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В одном из своих диалогов Сократ говорит ученикам: «Не надо ничего записывать, от этого слабеет память, человек забудет всё, что для него важно». А рядом с Сократом – это мы уже домысливаем – стоит один из его учеников, только что вернувшийся с войны, широкоплечий и широколобый, которому за эту его особенность друзья дали ироническое прозвище Платон, от греческого слова «plato» - широта. И этот широкоплечий человек стоит и записывает всё, что говорится – причём, даже не ему, а его товарищу. И если бы этих записей не было, мы никогда не узнали бы о том, что говорил Сократ.

Можно сказать, что с этого времени письменное слово и его чтение становится основным инструментом трансляции больших смыслов сквозь пространство и время…

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Всё это продолжается вплоть до начала 2000-х, когда вдруг возникла возможность – техническая и идейная – мгновенной фиксации звучащего слова и мгновенного обращения к большому массиву записей звучащей речи. 

Нельзя не признать, что сегодня все возможные формы обучения захватил формат «видео по запросу». И если мне нужно научиться готовить какой-то новый вид борща, я скорее полезу на YouTube, чем в энциклопедию…».

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Упаковка Баратынского

«Зафиксированная звучащая речь впервые заступает на огромную территорию, которая раньше была абсолютно монопольным пространством текста – рукописного или печатного.  Поэтому сегодня можно снова задаться вопросом: зачем читать? Для чего нужен этот странный, неестественный навык?

Современная психологическая наука считает, что у человека есть некоторое количество сигнальных систем, вполне обособленных друг от друга: аудиальная, визуальная, тактильная. Каждый может отдавать предпочтение чему-то одному: видеть, слышать, щупать. А что такое восприятие мира через текст? Это визуальный канал? Нет. Аудиальный? Нет. И не тактильный. Восприятие мира через буквы – очень странный, совершенно обособленный способ. Так зачем читать? 

Мы редко задумываемся, что цивилизации древности известны нам главным образом по тому, использовали ли они книги. Мы знаем о египтянах всё: как они варили пиво, как замешивали хлеб, в какие игры играли их дети. А что мы знаем о великих цивилизациях, не пользующихся книгами как бытовой информационной технологией? Что мы знаем о кхмерах? У них была огромная цивилизация, по территории примерно такая же, как древний Египет. Мы нашли храмы, затерянные в джунглях, расчистили и восстановили. Мы можем с восторгом смотреть на них, ничего не зная о том, как эти люди жили и что у них было в голове. 

Почему? Да потому что египтяне пользовались книгами как информационной технологией упаковки своих идей для трансляции сквозь века. А кхмеры нет. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Русский поэт Евгений Абрамович Баратынский писал: «И как нашёл я друга в поколеньи, читателя найду в потомстве я…». С поэтического на обывательский это можно перевести примерно так: «Дружить с вами, дорогие современники, было очень мило, жаль только, что вы идиоты и ничего не понимаете. Хорошо, что есть мои книги, которые я отправляю по течению времени… Когда-нибудь, надеюсь, родится такой человек, который поймёт их».

Машины-полиглоты 

«Когда на Шри-Ланке случилась социалистическая революция, тогдашний лидер республики Соломон Бандаранаике отменил не только использование английского языка, но и курсы по его изучению. Спустя полтора поколения его дочь Сиримаво Бандаранаике, придя к власти на выборах и став первой женщиной премьер-министром, восстановила курсы английского.  

Когда она докладывала об очередных успехах республики в ООН, у неё спросили, почему она решила вернуть изучения языка колонизаторов? На что последовал ответ: «Потому что тракторы говорят по-английски». 

Нужно было внедрять механизацию в сельское хозяйство, а для того, чтобы это произошло, люди, работающие с тяжёлой техникой, должны понимать хотя бы, что написано в инструкциях на английском. Так вот, сегодня тракторы «говорят» на любом языке, который смогут понять, если это понадобится, даже австралийские аборигены…».

Роскошь или средство «обживания»?

«Мы научились расшифровывать то, что написано, огромным множеством способов. Научились творить миры у себя в голове, доверять и одновременно не доверять тому, что прочитано. Мне кажется, что сегодня книжное чтение – это роскошь. Пусть и самая дешёвая форма роскоши. Потому что чтение – это возможность грандиозно себя развивать… 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Ещё совсем недавно – лет 150-200 назад – фраза «человек, который не любит читать, проживёт всего одну жизнь» была бы очень яркой и точной. Сегодня это не так. Человек, который смотрит сериалы или играет в качественные компьютерные игры, получает, разумеется, возможность прожить более одной жизни. Да ещё и в сжатые сроки.

Один мой приятель раньше мне говорил: «Знаешь, почему я перестал быть литературным критиком и стал кинокритиком? Потому что за два часа можно посмотреть хорошее кино, а хорошую книгу за это время не прочтёшь. А знаешь, почему книжным критиком я всё-таки немного остался? Потому что в метро читать можно, а кино смотреть нельзя».

С тех пор технологии шагнули далеко вперёд – мы научились смотреть кино и в метро, и в самолёте. Но я думаю, что книжное чтение в деле выстраивания души и наших возможностей «обживания мира», по-прежнему – вне конкуренции».

В основе перемен – прагматика 

«Мне кажется, вообще нет никакой разницы между бумажным и электронным чтением. Могу ответственно свидетельствовать: с электронных носителей я читаю существенно быстрее при том же уровне запоминания. 

Мы сейчас присутствуем при революции, когда книга переходит на новый носитель. Подобное происходило, может быть, всего четыре-пять раз за историю человечества. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

«Эпос о Гильгамеше» был записан глинописью, потом был перенесён с глиняных таблиц на папирусы, с папирусов на пергамент, с пергамента на рукописные книги, с рукописных – на печатные, из печатных – в интернет и смартфоны. С текстом при этом не происходит ничего. А что меняется в жизни читателей? 

Древние юристы обнаружили, что кодекс (одна из исторических форм книги – тетрадь из согнутых пополам или прошитых по сгибу листов писчего материала – Авт.) может быть мощным орудием в суде… Почему? А как найти в свитке нужное вам место текста? У интеллектуалов эпохи свитка обязательно были свои рабы-разворачиватели – специально обученные люди, которые приносили из библиотеки огромный глиняный горшок, где хранился свиток, извлекали его из этого «чехла», разворачивали. Можно представить, скажем, древнегреческого историка и географа Страбона, который говорит своему рабу: «Отмотай-ка, голубчик, до 8 636-й строки…».

Что меняется, когда на смену свитку приходит кодекс? Появляется возможность мгновенного перехода с одной страницы на другую. Можно сопоставить два разных закона, которые находятся в разных местах текста. Магия, чистое чудо…

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Примерно то же самое происходит сегодня с электронной книгой, в которой мы можем мгновенно найти не только любую страницу, но и любое слово. Однако процесс перехода на новые практики чтения может вызывать и болезненную реакцию…

Смешно сказать, но выдающийся физиолог древности Гален, идеи которого легли в основу медицинской науки, был противников перехода от свитков к кодексам. Дескать, читать папирусы гораздо лучше, чем пергаментные кодексы, потому что свиток жёлтый, не такой контрастный и глаза меньше устают. 

Вам это ничего не напоминает?..»​​

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах