Примерное время чтения: 5 минут
68

Укрощение "Бешеной пилы"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Татарстан 06/04/2011

"На днях прилетел из Мурманска, где в рамках традиционного Праздника Севера проходил фестиваль ледяных скульптур "Бешеная пила".

Пяти мастерам, в том числе и мне, за полтора часа нужно было создать "шедевр" из глыбы льда размером два на два метра, - делится новостями алексинский резчик по дереву Владимир ФИЛАТОВ.

Тепло Севера

- Что привело вас в Мурманск?

- Поехать на фестиваль предложили коллеги, с которыми вместе делали в декабре ледяные скульптуры в московском парке "Сокольники", в Химках и Королёве. Первый "блин" оказался не комом. Ребята и взрослые остались довольны, от желающих сфотографироваться рядом с ледяными Дедом Морозом, Снегурочкой, Бабой-ягой и другими сказочными героями не было отбоя. Северяне - на редкость гостеприимный народ. Несмотря на холод и ветер, посмотреть на необычное зрелище собралось полгорода.

- Откуда такое странное название фестиваля -" Бешеная пила"?

- Наш основной инструмент - бензопила. Во время работы рёв стоит оглушительный, ледяная пыль летит во все стороны, долетает даже до зрителей. Потом уже, с помощью стамески, фигура приобретает окончательные формы. Кстати, технология довольно проста. Ледяную глыбу нужных размеров составляют из отдельных кусков, обливают водой, чтобы "кирпичики" морозцем схватило. Получается заготовка, из которой мастер вырезает скульптуру. Какую - подскажет фантазия. Поскольку праздник в Мурманске был спортивный, я сделал полярную сову-лыжницу. Мероприятие проводилось в формате шоу, призовых мест не присуждали, но, на мой взгляд, получилось вполне симпатично.

- Почему вы поменяли дерево на лёд?

- Постоянно ищу новые формы, материалы. Каждый интересен по-своему. Ледяные фигуры получаются более натуралистичные, а вот работая с деревом, чаще приходится прибегать к стилизации, так как довольно сложно вписать обычные формы в круглые габариты ствола. Самое важное - суметь "вдохнуть" жизнь в скульптуру. У зрителей должна создаваться иллюзия, будто работа выполнена играючи.

Но резьбу по дереву не забросил. Сейчас делаю мебель в старославянском стиле. Я ведь столяр по профессии, в своё время работал в модельном цехе алексинского завода. Увлёкся резьбой по дереву. Прекрасный парк "Жалка", принадлежащий заводу, пришёл в запустение. Украшавшие его деревянные фигуры были разрушены временем и вандалами. Руководство попросило изготовить новые скульптуры. Работал три года, и в результате появились "Жар-птица", "Машенька и медведь", "Старичок-лесовичок" и другие симпатичные персонажи.

Не режу, а долблю

- Для вас это творчество или профессия?

- И то, и другое. Стараюсь направить творческий процесс в рациональное русло. Как и у всех остальных, у меня есть рабочие и выходные дни, обеденное время. Отпусков только нет. (Смеётся.) Их заменяют поездки на конкурсы и фестивали. Выезжаю обычно не меньше двух-трёх раз в год. В августе прошлого года участвовал в Третьем фестивале народных мастеров России по садово-парковой скульптуре памяти В. П. Грошева - создателя межрегиональной школы мастеровых в деревне Лункино Рязанской области.

Жюри фестиваля присудило мне первый приз за композицию "Птица-нянька", другая работа - "Злость и глупость" - была отмечена дипломом третьей степени. Но сам я редко бываю на сто процентов доволен. Постоянно копаюсь, ищу недостатки, порываюсь переделать. Собственная дотошность меня изнуряет, порой возникает желание всё бросить и найти другое занятие. Наверное, сказывается усталость - моё ремесло требует немалых физических и эмоциональных затрат.

- Как вы проводите свободное время?

- Всё время отдаю скульптуре. Самосовершенствуюсь, читаю много специализированной литературы, общаюсь с коллегами по Интернету, перенимаю опыт. Время не стоит на месте, постоянно появляется что-то новое. Надо не отставать.

- Как оценивают ваше творчество коллеги "по цеху"?

- Часто мне говорят, что я отхожу от классических канонов в обработке дерева: не режу его, а выдалбливаю. Пусть будет так, но в этом и есть изюминка, своеобразный почерк, по которому мои работы становятся узнаваемыми, отличаются от других.

- Родственники и друзья тоже вас критикуют?

- Напротив, постоянно подбадривают меня, поддерживают. Я понимаю, что отношение их субъективно. Впрочем, оценка работы художника всегда в той или иной степени субъективна, на уровне - нравится или не нравится.

- Ваши ближайшие планы?

- Недавно меня приглашали на конкурс в Финляндию, не смог поехать из-за отсутствия загранпаспорта. Оформлю - и вперед, покорять заграницу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах