aif.ru counter
15.09.2010 00:00
25

Дмитрий Мулыгин. Обществу нужен тёплый звук

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ на Мурмане" 15/09/2010

Накануне нового столетия в Туле прошёл трехдневный фестиваль "Культурные герои XXI века". В нём участвовали художники, модельеры, музыканты, инсталляторы, мастера народных промыслов.

Прошло десятилетие. Не многие из них оправдали заявку на геройство в новом столетии. Гость нашей редакции - участник того действа, лидер группы ВОРОН КУТХА Дмитрий МУЛЫГИН.

Блок - поэт личный

- Только что вышел в свет твой альбом с песнями на стихи Александра Блока. Твои поклонники буквально мистифицируют историю его написания. Говорят, каждую ночь в течение 12 дней ты не мог спать, что-то свыше заставляло искать гармонию и писать музыку.

- Мистика - не что иное, как хорошо намоленное трудом, мыслями чудо. В 2004 -2005 годах российские рокеры создали проект "Живой Маяковский". Московская компания предложила нам в нём поучаствовать. В Питере в студии известнейшего продюсера Андрея Тропилло мы записали песню на стихотворение "Уличная". Будучи огромным поклонником Блока, Тропилло не раз повторял: "Вот Сан Саныча бы спеть". Три месяца спустя, перечитывая Блока, я вдруг понял, что слышу музыку. Это очень личный, очень музыкальный поэт. За две недели сложилась программа из дюжины песен. Как-то за день родилось аж три песни. Сразу стало понятно, что это не рок-музыка. Требовалось принципиально иное исполнение. Два года искал музыкантов, которые бы могли сыграть так, как я это слышу и чувствую. Нашёл их, лишь придя работать в тульскую филармонию. Объединившись с музыкантами ансамбля ЛЕГЕНДА в проект КОСОЛАПЫЕ мы записали альбом на стихи Александра Блока.

А музыка где?

- Что тебя ведет в Москву, в Питер. Тщеславие?

- Без него не обходится, но дело не только в нём. Москва, Питер дают большие возможности. К тому же я люблю путешествовать и с удовольствием откликаюсь практически на любые предложения выступить. Помимо самореализации это даёт возможность посмотреть многие города и страны.

- За путешествиями ты не теряешь связь с родным городом? Знаешь, как складывается судьба музыкантов, выступавших вместе с тобой на фестивале "Культурные герои XXI века"?

- Судьба тульского рока копирует судьбу рока российского. Перестройка выбросила рокеров из подполья на стадионы. Затем начался естественный спад, и лучшие наши российские группы играют в больших залах и клубах. В 90-е годы и в Туле вызрела целая плеяда ярких, перспективных команд: ВИА ВСЕ, 36,6, ЗАТМЕНИЕ, СТРЕССОР. На стадионы не вышли, но были весьма популярны в городе.

Нынче кто-то ещё играет на местных фестивалях, кто-то устраивает концерты-междусобойчики, а кто-то ушёл в историческое прошлое тульского рок-н-ролла. Печально, но рок-музыка у нас не стала народной. Это в Америке на концерты РОЛЛИНГ СТОУНЗ ходят прабабушки, бабушки с внуками.

Отлично существует разве что СТРЕССОР, вписавшийся не только в российскую, но и в европейскую рокабильную тусовку. Ребята интересно и стильно работают, выпускают пластинки.

- А где та "молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли"?

- Её нет. В перестроечное время была задана такая высокая планка (в большинстве своём питерскими группами), что никто не смог до неё допрыгнуть. Ну нет таких мощных фигур, как Сергей Курёхин, Александр Башлачёв, Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Леонид Фёдоров, Фёдор Чистяков. В рок-музыке случился большой провал в плане личностей.

- Юрий Шевчук вместо написания новых песен рвётся на баррикады, участвует в организации "Марша несогласных". Наши рокеры тешатся домашними коцертами. А музыка-то где?

- Разве что в Интернете. Здесь пока ещё свободно пространство для тех, кто хочет быть услышанным и кто хочет слышать, новую музыку.

- Бытует мнение: чтобы удачно выйти замуж, надо уехать из Тулы. Мужик-де наш, в массе своей, ментально озлоблен, трусоват, безответствен и никчёмен. Может, именно это обусловливает отсутствие интересных личностей в рок-среде?

- Со времен Глеба Успенского психология туляков ничуть не изменилась. Каждый был сам себе мастер, и все хотели быть лучшими, но не все могли. Поэтому гнобили друг друга откровенно и злобно, и это было в порядке вещей. Расти, учиться, работать, с уважением относиться к конкурентам, прорываться на новый уровень хотят не многие. Это удел сумасшедших Левшей, которые тем не менее периодически появляются в нашем крае.

Свежий воздух

- Но их появление невозможно без свежего воздуха.

- Струёй свежего воздуха стал крапивенский фестиваль. Яснополянцы - молодцы. Образовывают народ.

На последнем фестивале выступал отчаянный сибирский самородок, виртуоз балалаечник Алексей Архиповский, которого скорее увидишь по французскому нежели по российскому телевидению. Филармонические, джазовые музыканты, рокеры, затаив дыхание, вслушивались в каждый звук его инструмента, следили за каждым жестом. Это потрясающе: выходит человечек с маленьким инструментиком - и площадь замирает, и час в оцепенении огромная толпа слушает музыку. Бабушки, дети не отрываясь смотрят на сцену. Пьяные трезвеют на глазах. Так что не надо говорить, что люди заслуживают той попсы, которую им навязывает ТВ и радио. У людей есть потребность в нормальной музыке. Вопрос: где её взять? Архиповский приехал и уехал...

- Два года назад ты выступал на этой сцене, и народ тоже с большим удовольствием и оживлением слушал тебя...

- Мы тогда представляли нашу блоковскую программу. И рад, что тулякам, гостям фестиваля и музыкантам из других городов она понравилась.

- В Туле существует музыкальное училище, есть одарённейшие музыканты, но куда они исчезают по окончании учебного заведения?

- Учиться "на музыканта" сегодня заманивают. Профессия наша теряет престижность. Да и в денежном выражении много не приносит.

Люди, серьёзно занимающиеся классической музыкой, быстро разворачиваются и едут в столицу. У нас же такие музыканты нужны только филармонии.

- Говорят, не сегодня-завтра филармонии с государственного обеспечения отправят в самостоятельное финансовое плавание...

- В итоге в филармониях останется 10-15 человек, обслуживающих корпоративы, полностью исчезнет школа классической музыки, большие коллективы. Всё вместе приведёт к ещё большему снижению культуры. На мой взгляд, государство уже просто обязано поддерживать людей, структуры, сохраняющие и развивающие музыкальную культуру.

И всем будет

править жена

- Насколько знаю, ты довольно часто выступаешь на фестивалях. Только что приехал с питерского. Собирался на щёкинский - "Кромка лета". В Питере ты играешь с АУКЦЫОНОМ, Чистяковым, ТАЙГЕР ЛИЛИЕС. На "Кромке лета" - с никому неизвестными группками...

- Мне без разницы метраж сцены. А "Кромка лета" - единственно приличный опэн-эйр в области. Природа, река, палатки. И музыка - весь день и всю ночь. Каждый год появляются весьма симпатичные группы из области. В глубинке всегда что-то любопытное происходит. Жаль, в этом году фестиваль оказался под запретом, введённым в связи с пожароопасным положением. Положение изменилось, пришли дожди, но чиновники забыли снять запрет.

- "Кромка" аккумулирует женские рок-коллективы. Это само по себе примечательно, поскольку на всю страну известно несколько рок-н-ролльных женских имён: Настя Полева, Инна Желанная, Ольга Арефьева...

- Как спел Борис Борисович Гребенщиков: "Иные грядут времена. Когда муж превратится в орнамент и всем будет править жена". Видимо, они настают.

- Не приведёт ли нынешнее глобальное затишье в рок-музыке к новой революционной музыкальной волне?

- Не верю в скорое вызревание новой мощной контркультуры. Вижу кругом только выжженное поле - тотальный цинизм. Не хватает света, радости. Надо идти в церковь, надо больше писать и петь духовные песни. Людям сегодня нужен тёплый звук.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество