aif.ru counter
14

Есть ли жизнь после депутатства?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. "АиФ - Псков" 14/07/2010

"Простых"

стало больше

- Мало кто из депутатов может похвастаться тем, что горожане трижды отдавали свои голоса на выборах за него. Я могу. Три созыва, 12 лет, была депутатом Тульской городской думы. Но прошедшие выборы перевели меня в статус рядового гражданина. Теперь я живу, наверное, как все. Первое, что бросилось в глаза: в Туле власть как-то далека от простого человека.

Я до сих пор по разным делам прихожу в "белый дом". Вижу: люди напряженно работают. Я и сама долгое время работала, вроде как на благо города-героя. Но блага этого туляки особенно не чувствуют. Куда ж тогда оно девается? Почему так мало достаётся горожанам?

А туляки терпеливы: ни претензий, ни просьб к власти особо не имеют... Словно понимают: у них и у чиновников - разные полюса.

Когда приходится считать деньги...

- Вы предлагаете жителям областного центра побрататься с чиновниками?

- Власть нужна людям. И не обязательно брататься. Главное - чтобы чиновники создали систему, позволяющую народу выбраться из информационного вакуума, в котором он по их воле находится. Смотрите, возникает какая-либо проблема - и не знаешь, куда обратиться. Скажем, надо поставить счётчик учёта расхода воды...

-Это проблема, с которой вы лично сегодня столкнулись?

- Ну да. Авторитет депутата всегда и во всем помогал. А тут оказалось, что туляки обделены вниманием и правами.

Раньше я платила за квартиру, не рассматривая квитанцию. Теперь увидела, что каждый месяц только за холодную воду из моего кармана уходит по 400 рублей. Рядом с моим домом частный сектор, где люди активно поливают свои огороды, поэтому напор в водопроводе маленький, нередко с водой случаются перебои. Но это никоим образом не учитывается при выставлении счёта на оплату. Мне стало жаль своих кровных денег, и я решила установить счётчик. И тут поняла: я даже не знаю, как это сделать. Всё так непросто. Обратилась к слесарям. Те отказываются, говорят: "Это прерогатива Управляющей компании - нашего "замечательного" коммунального монополиста. Если сами возьмётесь ставить, ни за что не сдадите счётчик на учёт". А УК за эту небольшую услугу берет не копейки, а больше двух тысяч рублей.

На своём примере общения с Управляющей компанией ярко увидела бесправие наших граждан перед монополистом.

Ещё пример. Недавно во дворе моего дома, без всяких предупреждений, спилили деревья, поскольку одному из жителей они мешали ставить машину под окнами его квартиры.

Когда я стала разбираться в этой чудной истории с Управляющей компанией, услышала в ответ: "Мы оказываем вам услугу. Спиливание деревьев входит в графу "содержание жилья". Но мы не просили оказывать нам её в данном случае. Никаких заявлений, кроме заявления одного-единственного человека, не было. Примечательно то, что спилили здоровые, крепкие деревья, хотя Тульская городская дума принимала специальное положение, в котором подобные действия запрещены.

- Но вам-то, с двенадцатилетним депутатским опытом, в этой ситуации разобраться не сложно.

- Не сложно, но дело-то уже сделано. Деревья спилены. Да и качать права неудобно, вроде как вопрос маленький.

- А ведь когда вы были депутатом, к вам обращались туляки с теми же проблемами, с которыми сейчас столкнулись вы?

- Обращались, обращались. Но у меня был другой статус, депутатский бланк для запросов в разные инстанции.

Мне и сейчас люди звонят, пытаются меня найти, просят о помощи. Но я уже говорю: "Всё, у вас другие депутаты, идите к ним".

- Помогать просто так не хочется или оказались настолько беспомощной, что впору своего депутата искать и его просить помочь, хотя бы рассказами, куда пойти и что у кого требовать?

- Я 12 лет помогала. Хватит. Пусть помогают другие. Они же с таким рвением стремятся во власть. Да и статус нужен, чтобы официально решать какие-то вопросы.

А моего депутата искать сложно - ребята пришли молодые, в курс дела ещё не вошли, да и до следующих выборов пять лет у них впереди есть, не торопятся...

Информация тулякам нужна по всем жизненно важным вопросам. В законах и нормативно-правовых актах такие нормы информационного обслуживания населения не заложены, и об этом, будучи в "белом доме", почему-то не думаешь. Я сама вроде как знала все нормативы и правила, и мне казалось, что их знают все. А людям податься некуда, потому что все приёмы руководителей в "белом доме", "телефоны доверия" - всё это не так уж и используется населением. Горожане больше полагаются на себя, но надо, чтобы власть им помогала.

Хорошо там, где нас нет

- Как именно она должна помогать?

- Я недавно была в Кемеровской области. Местные жители несказанно удивили рассказами о льготах и благах, которые они там имеют. Структуры социальной защиты населения договариваются с предпринимателями о помощи малоимущим, многодетным, инвалидам и обязательно проверяют исполнение этих договорённостей. Предприниматели берут шефство над конкретными семьями и реально опекают их. Надо к 1 сентября детей подготовить? Ими покупается всё необходимое. Инвалиду надо добраться до поликлиники, больницы, ещё куда-то? Они обеспечивают транспортом. Наши люди бизнеса криком кричат: "Нас замучили поборами!" Кемеровские не протестуют, потому что видят результат своей работы. Есть конкретные дети, конкретные семьи, которым они несут свои деньги, и понимают, что с их помощью людям, а не чиновникам становится жить лучше.

Интересный момент: если кемеровские мамы, имеющие троих детей, не водят их в детский сад, а занимаются ими сами, то им ежемесячно выплачивается 5 тысяч рублей и по 70 рублей в день на питание ребёнка.

И народ там идёт на выборы активно. Явка составляет 85%. И ни единого вброшенного бюллетеня. Просто все знают, за что они голосуют.

- У нас тоже: "Придёшь на выборы - получишь 100 рублей" или "Проголосуешь за меня - увеличу бюджет в два раза и выплачу тринадцатую пенсию"...

- Там власть берёт ответственность на себя. Высокие чиновные лица, скажем, говорят: "Нам надо построить мост, дом, разбить парк. С помощью голосования просим поддержать наши планы. Хотя, конечно, вы вольны в своем выборе".

- Это шантаж - будете сильно вольничать, пеняйте на себя: не будет у вас моста.

- Нет, не шантаж. Простые люди знают, что, отправляясь голосовать, они вносят лепту в развитие города. И не 500 рублей в карман получают от кандидата, как у нас это водится, а получают конкретные объекты, обихоженный родной город.

Ближайший аэропорт, откуда я улетала, был в Барнауле. Ранним утром я вышла из подъезда и была потрясена: во дворах не паркуется ни одной машины.

- Проблема незаконных парковок в тульских дворах извела жителей. Вы столько лет были депутатом - и не могли справиться с этой бедой? Она казалась мелкой?

- Когда-то ко мне обратились жители дома N6 по улице Рязанской с просьбой помочь в таком вопросе. У них уже не было сил терпеть. Я направила обращение в прокуратуру, приложив выдержку из закона Тульской области, который запрещает парковку на газонах. После этого прокуратура потребовала от ГАИ принять жёсткие меры к тем, кто паркуется на газонах во дворах. Порядок в этом дворе был наведён. Люди меня благодарили.

- А что мешает сделать так, чтобы подобное произошло не в единственном дворе, а во всём городе?

- Не знаю. Есть закон. Есть прокуратура, в функции которой входит надзор за его исполнением, есть ГАИ.

- Давайте фантазировать: Вы вновь в думе. Что сделаете первым делом?

- Дам людям информацию. Это не требует гигантских затрат. Надо выпустить справочники, информировать народ через депутатов. Да и вообще власть должна быть более открытой. Что затеялись делать в городе - расскажите народу.

Люди хотят знать план своего города. Они хотят знать, что будут иметь сейчас, через год. А сейчас они, увы, даже не знают, когда дороги заасфальтируют.

- Для этого в городе проводятся публичные слушания.

- Слушания проходят в закрытой форме. Люди не знают о них, не знают о том, какие вопросы будут обсуждаться. Да и попасть на слушания в "белый дом" ещё попробуй.

Туляки отвыкли от того, что их мнение кого-то интересует. Позови сейчас кого-нибудь (не говорим о помощниках депутатов, партактивистах, создающих на слушаниях массовку) - решат, что над ними неудачно подшутили.

Муниципальная власть должна быть открытой.

- Скажите, зачем народному избраннику, то есть депутату, кабинет в "белом доме", охраняемом милицией? От кого вы, как и нынешние народные избранники, прятались там в своё время?

- Кабинет в "белом доме" депутату нужен. Мы же работаем с документами! В Магадане, например, роскошные депутатские кабинеты, залы для заседаний. Все устроены. Но доступ для народа открыт, так как муниципальная власть размещается отдельно от государственной. У нас же единственный город, где муниципалитет не имеет своего здания.

Конец будет!

- Узнав о том, что вы не прошли на выборах в думу, чиновники не говорят: "Ах, Лидия Александровна, любим, но ничего сделать не можем"?

- Нет, пока не сталкивалась. Единственно, не знаю, как представляться. Не скажешь же: я - бывший депутат.

- Бывшие коллеги не пытаются поплясать на углях костра, на котором вас сожгли избиратели?

- Я веду себя достаточно скромно. Не даю повода. Когда я прихожу к коллегам, они с большой радостью меня встречают: "Лид, тебя так не хватает в думе!" Пока что ещё помнят. Мало времени, наверное, прошло.

- Что бы вы пожелали нынешним депутатам?

- Строить свою депутатскую деятельность, сознавая, что конец наступит. Каждый перейдёт в ранг рядовых граждан Тулы и будет сам пожинать плоды своего труда.

Фото автора

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество