Примерное время чтения: 4 минуты
66

Возрождайте породу, не распыляясь на дрязги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. "АиФ на Мурмане" 10/02/2010

Павел Алексеевич говорит: "Другие женщины мужьям говорят: "Сам занимайся своими гусями". Моя не так. У моей всё на контроле: и за инкубатором присмотрит, и вовремя соберет яйца. Такая большая поддержка у меня. Она молодец: помогает, переживает, всё бросает и ездит на гусиные бои со мной в Курск, Рыльск. Никогда никуда не ездил без неё.

У нас всё сразу без всякой натяжки получилось: просто мы душой так вот пошли смолоду. 5 ноября отметили 35 лет совместной жизни. Воспитали троих детей. Сын работает в столице, меньший вышел на диплом, последний курс университета. Дочь в администрации Ленинского работает. Все помогают нам с птицей. Зять никогда не занимался гусями, а увидел, смотрю: переживает уже, всё обсуждает".

"Очень хлопотно, когда идет вывод, - делится Ольга Сергеевна. - Пока их поднимешь! Ходишь, как за детьми. Вышли на травку - глаз да глаз, то в ямку кто завалится, то сорока налетела, то кошка чужая появилась. Это наше общее дело, мы не делим обязанности, а просто трудимся".

Павел Алексеевич в прошедшую субботу отметил 55-летие. На праздник съехались друзья из Тулы и Москвы, гусезаводчики из разных регионов звонили, поздравляли и отмечали, что занимаются Твердохлебовы большим делом.

...Мальчишкой Паша жил в Курской области. Отец водил птицу, поэтому все премудрости, радости и сложности - для парня были открытой книгой.

Став самостоятельным, переехал в Тульскую область. Сегодня он говорит: Тула стала вторым домом. Только поначалу пришлось ему жить в квартире пятиэтажного дома. Воспоминания для выросшего на приволье человека остались однозначные: "Как в клетке". Поскольку такая жизнь семье не была близка, построили свой дом в Ленинском, завели птицу и скотину. "А куда от птицы деваться, если она всегда ко двору? - говорит Павел Алексеевич. - Сначала птицу любую заводил. А когда увидел тульскую бойцовую, влюбился - не то слово. В Курске её полно было, а в Тульской области нет. Вот и повёл линию свою. И теперь с 1992 года занимаюсь ею вплотную. Красавцы: глинистые, серые... Правда, сложно выводятся. Бережёшь, дрожишь над каждым яичком, которых бывает в лучшем случае 10-12. Называется, хорошего понемножку".

Поначалу в хозяйстве были только тульские крутоносые. У таких отменная стать и нос - как у орла. Недавно завёл тульских прямоносых. Фирменные драчуны. Но и те и другие выносливы. Зимой даже сараи можно не закрывать, настолько зимоустойчивая птица.

"Раньше у меня были и серые и белые холмогоры, - рассказывает Павел Алексеевич. - Я их отсеял. Предпочтение отдал тульской бойцовой. Раз здесь живёшь, надо возрождать именно её. Сергей Дорожкин держит тульскую бойцовую, идущую по горьковской линии гусаков Александра Васильева. Я - курскую линию. В Курске есть гусевод от бога Юрий Провоторов. Люди по три года стоят в очереди, чтобы из этой семьи гусачка взять. Его гуси непревзойденные, бойцы замечательные: не менее 40 минут в бою стоят".

Но возрождать породу в нашей области непросто. Не вдаваясь в дебри человеческих страстей и не самых симпатичных подробностей бытия, Твердохлебов вздыхает: "Дружбы среди гусеводов нет. Порой хорошую птицу отправляют за пределы области.

Я молодым друзьям всегда говорю: "Молодые люди, как только вы почувствуете пушок под носом, почувствуете, что многое умеете и знаете, вы упрётесь в междоусобицу. Мне уже не надо ничего: я занимаюсь птицей для души. А у вас всё ещё впереди. Не вступайте в войны. Делайте своё дело, не распыляясь на дрязги. Сегодня каждый варится в себе. И это мешает делу возрождения тульской бойцовой породы гусей".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах