Первому тульскому чемпиону-велогонщику Виталию Петракову 10 декабря исполнилось 70 лет. При всех славных велотрадициях Тулы именно ему было суждено выиграть первые олимпийские медали. Сначала серебряную, потом золото. С тех пор в мужских гонках никто из туляков так и не приблизился к его достижению. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Первые победы
В большой спорт Виталий Александрович пришёл только в шестнадцатилетнем возрасте. Однако хорошие спортивные данные и умение тактически мыслить в таком непростом виде, как командная гонка, довольно быстро принесли ему успехи. Он пробовал себя в гите, в индивидуальной гонке преследования, само собой, в спринте. В командные гонки Петракова определил тренер Евгений Барымов.
«Виталий хотя и обладал хорошей скоростной выносливостью, всё же не отличался феноменальными физическими данными, — вспоминал Евгений Дмитриевич. — Он с трудом пробивал себе дорогу в сборную страны. Его подкашивали то болезни, то травмы. Лишь когда в 1974 году Петраков на Большом призе Тулы занял третье место в гите и четвёртое в гонке преследования, его признали. И в том же сезоне доверили защищать честь Советского Союза на чемпионате мира».
Тренер Барымов был очень требовательный. «Для меня главное — психологическая устойчивость, — говорил он. — Считаю, если у человека есть воля, есть настрой на опредёленные результаты, с ним можно и нужно работать».
Если они так и остались вместе, значит видел тренер в своём подопечном и волю, и настрой на результаты.
В 1974-м Виталий Петраков стал чемпионом страны в командной гонке преследования на четыре километра, и в том же сезоне он дебютировал на своём первом чемпионате мира, который тогда принимал Монреаль. Чемпионат во многих смыслах был знаковым — ведь через два года на этом же треке должна была состояться программа велогонок Олимпийских игр. Наша команда стала в Канаде четвертой, зато уже в следующем году в Льеже советская четвёрка вышла в финал и всего лишь секунду проиграла гонщикам ФРГ.
Главными соперниками на Олимпиаде в Монреале опять были немцы — сначала восточные, потом западные. В полуфинале советская четвёрка в составе туляка Виталия Петракова, краснодарца Александра Перова, москвича Виктора Соколова и ленинградца Владимира Осокина с огромным трудом, установив при этом новый рекорд СССР, обошла сборную Германской Демократической республики. А вот в борьбе за золото опять проиграла команде ФРГ. Впрочем, на тот момент и серебряные награды почти равнялись золотым, ведь никогда прежде наши велосипедисты так здорово на Играх в этом виде гонок не выступали. Для Тулы это была первая олимпийская медаль в велогонках на треке.Невезучий
О характере Виталия Петракова достаточно наглядно рассказывают его истории о болячках и травмах, из-за которых он как-то сказал о себе: невезучий я.
Например, на всех фото он в очках. Как-то не очень вяжется с большим спортом. В очках Петраков с детства.
«Испортил зрение тем, что любил читать под одеялом с фонариком, — объяснял Виталий Александрович. — Жили тогда тесно, уединиться некуда. Вот и посадил себе зрение. Врачи меня предупреждали, даже когда уже выступал за сборную страны: следи за зрением. Для тебя большие нагрузки опасны. За счёт большого спорта я ещё две диоптрии приобрёл, не так уж много. Но дамоклов меч всё время надо мной висел».
Тульскому журналисту Юрию Алесенко Петраков как-то рассказывал такую удивительную для многих читателей историю.
«К врачам я обращался только в крайних случаях. А так всегда стремился перетерпеть. Вот это само пройдет однажды чуть не подвело меня. История поучительная.
Началось всё на чемпионате мира в Мюнхене в 1978 году. Мы взяли серебро в командной гонке. Вместе с Осокиным заявились ещё на групповую. И поначалу я лидировал в ней. Но на одном из кругов в меня врезались сзади. Очень прилично. Да ещё об полотно трека приложился. Когда встал, то сразу почувствовал — с ногой что-то не то. Смотрю, икра вывернута. А мне уже наши тренеры велосипед под зад суют. «Давай, давай. Осокину надо помочь».
Я ещё в азарте. Сел. Поехал. Тридцать километров отмахал. Скорость больше пятидесяти. И тут глянул на ногу — икра вперёд переехала. Позже поставили диагноз: «разможжение головки икроножной мышцы».
Пошёл в Туле к одному врачу, поскольку терпеть уже было невозможно. Он посоветовал парить. Ещё больше раздулось. Пошёл ко второму. Он гипс наложил. Вскоре гипс начал трескаться. И только после этого облспорткомитет быстро направил меня в Москву, к нашему известному спортивному врачу Зое Фёдоровне Мироновой. Осмотрела она меня и говорит: «Голубчик, ещё пару недель и ты бы мог вообще остаться без ноги».
Прописала курс лечения. Помните фильм «Кавказская пленница»? Какой там шприц в ягодицу артисту Моргунову поставили? Вот и мне примерно такой шприц в икроножную мышцу всаживали. Вытягивали оттуда сгустки крови.
Уже через три месяца я выиграл международную гонку в Австрии. Желание было жуткое вернуться в большой спорт. Когда такое желание есть, выздоравливаешь быстро. Это я на себе перепробовал многократно».Железное, конечно, поколение.
Не уступить и метра!
И вот наступил 1980 год. Главными соперниками на этих Играх считались восточные немцы.
«Весь сезон мы внимательно следили друг за другом, — вспоминал Виталий Александрович. — За три недели до Олимпиады на соревнованиях в Вене немецкая команда прошла 4 километра за 4 минуты 15 секунд. На такой же результат планировали выйти и мы. Можно сказать, что к главным стартам мы подошли в одинаково хорошей форме».
На великолепном по тем временам новом треке в Крылатском Петраков и его команда — В. Осокин, В. Мовчан, П. Чевардов — показали на чемпионате СССР время нового рекорда страны, начисто сняв все вопросы относительно того, кто должен выступать на Играх. По сравнению с монреальской олимпиадой четвёрка обновилась более чем наполовину — остались Петраков и Осокин, влился харьковчанин Валерий Мовчан. А на Олимпиаде в этот квартет входили еще ленинградцы Александр Краснов и Виктор Манаков. Капитаном команды был выбран Виталий Петраков. Правда, после включения в последний момент в команду ленинградцев, не успели добиться полной обкатанности.
Главная задача предварительной стадии — не попасть до финала на команду ГДР, главного соперника. Впрочем, и немцы были озабочены тем же, так что желания были обоюдными. Тем более, уже в квалификационных заездах советская четверка промчалась четыре километра с новым рекордом мира, а гэдээровцы уступили советским спортсменам две секунды. Еще неизвестно, кто кого после этого больше боялся. В четвертьфинале советская команда побила сборную Австралии опять с новым рекордом мира и Олимпийских игр.
Четвёрка ГДР перед финалом имела преимущество в опыте, и в каком-то смысле была более искушенной. Геральд Мортаг и Фолкер Винклер — трёхкратные чемпионы мира. Маттиас Виганд — двукратный чемпион мира. Уве Унтервальдер — просто чемпион мира. То есть каждый имел драгоценный опыт побед именно на соревнованиях высшего ранга, когда всё решают не только секунды, но и опыт, умение концентрироваться, бойцовские качества. Но ведь и советские гонщики уже оказали на чемпионов великолепное психологическое давление — два мировых рекорда подряд что-то значат.
«Как строить финальный заезд? Раньше мы проигрывали немецким гонщикам потому, что много уступали на первой половине дистанции, — рассказывал Петраков. — На последних двух километрах наверстать упущенное не удавалось. Так было на последних чемпионатах мира. Не уступить и метра на первых кругах — такую задачу мы поставили перед собой. И когда в финале наша команда не уступила немецкой на первых двух километрах, я понял: победа за нами! Так оно и случилось».
Кто-то из немцев вообще сошёл с дистанции, и они заканчивали гонку втроём. А наши пришли к финишу с очередным мировым и олимпийским рекордом, опередив чемпионистых немцев на четыре секунды!
Это была первая золотая олимпийская медаль, которую завоевал тульский гонщик. И по всем законам эта победа должна была быть именно такой — яркой, безоговорочной и запоминающейся. Хотя, вспоминал Виталий Александрович, за три круга до финиша он чуть не упал при смене. Но всё обошлось благополучно.Шестого августа 1980 года, в перерыве футбольного матча ТОЗа и вологодского «Динамо», Тула чествовала своих героев — Виталия Петракова и Сергея Копылова. Копылов в полуфинале спринта попал на своего главного соперника — Лутца Хесслиха, который не пустил в финал тульского гонщика. Но бронзовая медаль — это тоже было большим результатом.
Болельщиков собралось очень много — Западная трибуна так и вовсе под завязку. Руководители Тулы и области говорили поздравительные слова, вручали подарки — в русле своего времени, конечно, без излишеств. Потом Виталий Петраков и Сергей Копылов обнялись и под аплодисменты зрителей вдвоем сделали круг почёта по стадиону.