Владимир Путин заявил, что принято решение реализовать масштабную программу модернизации всего Центрального транспортного узла. В итоге диаметры наземного метро будут продлены до Калуги и Тулы, до других крупных городов в регионах, окружающих Москву.
По словам главы государства, флагманским проектом станет и строительство высокоскоростных железных дорог: на первом этапе – между Москвой, Тверью, Великим Новгородом и Санкт-Петербургом, а затем между столицей и другими городами страны.
Подобные начинания выведут нашу транспортную инфраструктуру на абсолютно новый уровень, качественно улучшат жизнь миллионов людей, создадут добротную основу для экономического роста страны, десятки российских городов получат мощный импульс к движению вперёд, уверен президент.
Побочный эффект МЦД
Тульская область и так имеет неплохую транспортную связанность с обеими столицами: по двум федеральным автодорогам – М-2 «Крым» и М-4 «Дон», а также Курским и Павелецким направлениями железной дороги. Из Тулы до Москвы можно добраться за 2-2,5 часа что машиной, что поездом, а завершение реконструкции северного подхода к Туле в 2025 году сделает этот путь ещё комфортнее и быстрее.
Пресс-служба российского железнодорожного монополиста отказалась комментировать сказанное Путиным. И пока программа развития Центрального транспортного узла с учётом организации перспективных диаметральных маршрутов утверждена только до конца 2024 года. Понятно, что никакого «наземного метро» до Тулы и Калуги там нет. В документе речь идёт о развитии тех самых МЦД, которые с 2019 года запускают по разным направлениям столичного макрорегиона.
Впрочем, с недавних пор пригородный пассажирский ж/д перевозчик запустил электрички Тула – Шаховская через Москву. Ходят они ежедневно, время в пути во всему маршруту составляет 7 часов 20 минут.
Председатель Союза пассажиров России, член общественного совета при Минтрансе страны, кандидат экономических наук Кирилл Янков, комментируя инициативу президента, назвал такую концепцию «поостановочным сервисом», когда пригородный электропоезд движется с большим количеством остановок. Такой своеобразный междугородный «трамвай», в котором почти никто не ездит по полному маршруту. А железнодорожникам так удобно «склеивать» несколько электричек в одну, экономя на сокращении оборотных операций – прибытие на конечную, отгон в тупик, выезд из тупика на посадку и т.д. Вот только во что превратится электричка за семь часов пути (особенно туалеты) – вопрос.
Что же касается перспективы продления «наземного метро» до Тулы и Калуги, то Кирилл Янков призвал не воспринимать сказанное Владимиром Путиным буквально. Ведь столичный МЦД – это действительно идеология такого «трамвая», который востребован до ближних городов. В частности, до Подольска. Принцип более дальних сервисов иной: чем дальше маршрут, тем меньше у него остановок. Поостановочным сервисом до Тулы, до Калуги и до Владимира не заменить экспресс, и никто не будет при наличии быстрых поездов ездить на электричке МЦД до Калуги или до Тулы.
«Думаю, движения в режиме МЦД всё-таки не будет ни до Тулы, ни до Калуги, а туда будут более удобные, более быстрые экспрессные сервисы», - отметил эксперт.
По его мнению, там, где есть МЦД, должно быть 4 пути: пара путей под поостановочный сервис – там могут идти электрички МЦД, в том числе, более дальние, какие-то электрички МЦД надо продлять за Подольск, может быть, до Чехова, и пара путей должна быть выделена под ускоренные поезда, экспрессные поезда, те же «Ласточки», которые будут ехать мимо большинства остановок и забирать пассажиров только на крупных станциях. А кому нужно выйти на промежуточной остановке, будет на этих станциях пересаживаться на поезда МЦД. Такая модель сервиса вполне перспективна.
Гибрид – реален
Аналогичное мнение высказал вице-президент института развития транспортных систем, кандидат экономических наук Михаил Елизарьев. По его словам, тема организации тактового движения (т.е. с определённым интервалом времени) до ближайших городов возникла не менее 15 лет назад. И реализовать такой проект можно в двух форматах. Либо это будут дальние шаттлы («челноки») до Москвы практически без остановок в ближнем Подмосковье, либо тактовые электрички со всеми остановками и современным подвижным составом до конечных станций МЦД с пересадкой на оный. В случае с Тулой это Подольск.
Как полагает Михаил Елизарьев, формат «со всеми остановками до Москвы» – это по сути то, что уже есть и давно. Такая электричка по-прежнему идёт от Тулы до Курского вокзала около или даже более 3,5 часов.
Вице-президент института развития транспортных систем считает, что смысла в этом немного. Он также слабо верит в формат «до Москвы за час», потому что даже 200 км/ч – это уже другой подвижной состав и другая инфраструктура, и совсем другая себестоимость. То есть это уже тема не о продлении МЦД, а, скорее, о неполноценной высокоскоростной магистрали.
Реализацию инициативы Владимира Путина Елизарьев видит, как некий гибрид обоих вариантов, когда будут быстрые электрички до Москвы и медленные и удобные, соединяющие ядро тульской, калужской и др. агломераций с ядром московской.
Куда качнётся маятник?
Коснулся эксперт и проблемы усиления оттока трудовых ресурсов из Тульской области в Москву в случае повышения их транспортной связанности. Но он считает такие риски небольшими, и позитива для Тулы будет больше, чем негатива.
Во-первых, даже при ускорении поездок длительность их всё значительно для массовых поездок в Москву каждый день на работу, поэтому отток рабочей силы если и будет, то небольшой. Его будет сдерживать либо время (при скоростном режиме до 160 км/ч с учётом остановок это всё равно до 2 часов – долго), либо деньги (при скоростном тактовом движении цена билета будет запретительной для маятниковой миграции по аналогии с «Сапсанами» через Тверь).
Во-вторых, это, скорее, повышает транспортную доступность Тулы и Калуги, а увеличение доступности – это всегда новые рабочие места и общее повышение экономики (потому что маятниковая миграция – это дополнительные деньги в районе проживания). Эти два эффекта хорошо видны на примере дальних подмосковных городов (Можайск, Клин и т.д.). Там с появлением «Ласточек» и иже с ними тоже увеличился отток трудовых ресурсов, но в целом экономика этих городов существенно выиграла.
Туляки – за
А вот что думают по этому поводу туляки, оставившие свои комментарии в социальных сетях.
«Если для удобства пассажиров, то конечно этот проект нужен! Но если по факту это затронет график движения и затормозит его, то не стоит и начинать, - считает Анастасия Морозова. - И в какую стоимость обойдётся? Необходимо учитывать, что составы и полотно нужно обслуживать. А будет ли пассажиропоток пока тоже неизвестно».
Николай Абрамов идею президента воспринял крайне положительно. Соединить в перспективе такие города как Тула, Калуга, Ржев, Тверь, Ярославль, Владимир и Рязань со столицей, предоставив людям альтернативный способ добраться в Москву – это несомненно плюс, считает он.
«Мне как жителю Тульской области не всегда удобно добираться частным перевозчиком, который берёт за проезд неадекватную сумму, поэтому в решении президента по расширению движения наземного метро вижу пользу для каждого жителя нашего региона. Да, это будет нескоро, строительство будет серьёзное, но это ещё один шаг к улучшению и динамичному развитию нашего Тульского края!» - написал Николай.
«Думаю это хорошая идея, будет легче и проще добираться до Москвы, не надо будет подстраиваться под электрички и «Ласточки», - отметила Анастасия Сима.
Сбавьте скорость
К слову, вскользь упомянутая экспертами тема высокоскоростного сообщения между Тулой и Москвой была затронута в послании губернатора Алексея Дюмина без малого полтора года назад. Он тогда заявил о необходимости системно укреплять связь с московской агломерацией – автомобильную и железнодорожную. Перспективные планы развития ж/д сообщения, как отметил тогда глава области, рассматривают Москву и Тулу как единую транспортную агломерацию. Необходимо работать и в этом направлении, совместно с железнодорожниками готовить новые проекты по повышению скорости и качества сообщения.
При этом он признал, что это проект не сегодняшнего дня и даже не ближайших пяти лет, стоимостью более 100 млрд рублей. Но его реализация позволит существенно ускорить социально-экономическое развитие области. В частности, нарастить темпы жилищного строительства, простимулировать инвестиционную активность, а также привлекать в регион высококвалифицированные кадры.
К слову: проект всех московских центральных диаметров обошёлся в 568,8 млрд руб., из которых 64,4 млрд – федеральные деньги (+105,2 млрд – дополнительная потребность в них), 236,6 млрд – инвестиции российских железных дорог и 162,5 млрд – столичные ассигнования. У Тульской области, понятное дело, таких денег нет и никогда не будет.
Без проводов
Ещё один ранее анонсированный, но так и не стартовавший проект – электрификация Павелецкого хода от Ожерелья до Ельца через всю Тульскую область. Долгосрочная программа развития железных дорог страны до 2025-го года предусматривала реализацию этих планов в 2019-2025 гг. с последующей специализацией под пассажирское движение. Но что-то пошло не так, и теперь железнодорожное руководство обещает электрифицировать участок Павелецкого направления уже в период с 2026-го по 2031-й годы и ещё в январе уверяло, что проектная документация по проекту проходит ведомственную экспертизу.
Не балует своих пассажиров и пригородный перевозчик. На том самом направлении Из Узловой до Москвы, да и по всей области бегает лишь один современный дизель-поезд РА-3 «Орлан», да и то только по будням и в неудобное время. В то время как в других регионах такой современный подвижной состав эксплуатируется давно и массово.
«АиФ в Туле» запросит у федеральных и региональных транспортных властей информацию о перспективах реализации проекта по продлению столичных диаметров с Тулой и обязательно ознакомит с ответами своих читателей.