Выйти из границ. В Тульском регионе внедряют экспортный стандарт

Кирилл Романов / АиФ

Бизнес в регионе продолжает жить несмотря на трудности последнего времени.

   
   

Малый, подмогни!

Подводя итоги первого полугодия, министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов констатировал, что объём экспорта в регионе с января по июнь увеличился на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По этому показателю мы занимаем 6-е место в Центральном Федеральном округе.

Основная тягловая сила здесь приходится на крупный бизнес. В мире, как и раньше, заинтересованы в продукции тульских химиков, металлургов и оборонщиков. Но не следует забывать, что Президент Владимир Путин поставил перед страной стратегическую задачу увеличить объём экспорта к 2030 году на 70%.  

Если рассматривать ситуацию в проекции на Тульскую область, то здесь ведущим отраслям промышленности мог бы помочь и малый бизнес, не говоря о среднем. Работа в этом направлении уже ведётся, маховик запущен. Достаточно сказать, что по итогам 2020 года экспорт в регионе превысил 3 млрд долларов. По словам Романова, торговыми партнерами Тульской области стали ОАЭ, Китай, США, Беларусь, Турция, Польша, Эстония, Казахстан, Иордания, Чехия и другие страны.

В последнее время регион начал экспортировать сельхозпродукцию, а также традиционные тульские лакомства – пряники и белёвскую пастилу. Последние как раз и выпускаются малыми предприятиями. Так что, ощутимый сдвиг налицо.   

«Наша кондитерская фабрика вышла на достаточные объёмы, чтобы поставлять пряники на экспорт. Но, как ни странно, тормозом в этом деле послужило их качество. Из-за того, что в выпечке мы используем натуральные ингредиенты, у неё небольшой срок годности – всего 40 суток., - рассказывает генеральный директор КФ «Сладкая сказка» Ирина Полякова. - А пока продукция пройдёт таможню с нашей стороны, растаможку за границей и дойдёт до потребителя, она станет чёрствой. Думаем, как выйти из ситуации. Но портить пряники консервантами я не собираюсь ни при каких условиях.

Почти 1,4 млрд долларов США составил региональный объём экспорта за 5 месяцев текущего года.

Пошагово

Напомним, что жизненный цикл любого экспортного проекта состоит из нескольких частей. Начинается с маркетингового исследования, выбора рынков и поиска покупателей. Дальше, пожалуй, самый непростой момент – переговоры с партнёрами и подписание контракта. Затем нужно адаптировать товар, его упаковку под местные требования, подготовить документацию для конкретной страны. А потом – само производство, таможня, логистика и валютные платежи.

Региональная власть и институты поддержки бизнеса с программой «Промышленный экспорт» помогают предпринимателям делать робкие шаги на международных рынках. Она предусматривает льготное кредитование по инвестиционным кредитам на производство, ориентированное на экспорт, постэкпортное финансирование, международный факторинг и многое другое. 

Не бойся, я с тобой

Многочисленные локдауны во всём мире изменили положение дел. А что изменилось в поддержке бизнеса?

   
   

На платформе «Мой экспорт» появилась информационная система «Одно окно». Теперь в режиме единого окна экспортеры могут получать массу услуг. Речь идёт, например, о сопровождении экспортного контракта, международной сертификации продуктов, размещении запросов на международных электронных торговых площадках, участии в выставках и другое. Планируется перевести выдачу разрешительных документов в онлайн-формат. 

Для того, чтобы выявить экспортный потенциал того или иного региона и создать комфортную среду для экспортёров, на федеральном уровне разработали систему документов под общим названием Региональный экспортный стандарт версии 2.0.

Он разделён на три блока. По первому из них, регионы должны сформировать инфраструктуру для привлечения инвестиций в те сферы, которые дадут рост экспорта, создать условия, чтобы экспортировать начало как можно больше предприятий малого и среднего бизнеса. Второй блок включает первоочередные меры поддержки начинающих, а третий – рекламу предприятий как внутри региона, так и за рубежом.     

По мнению Романова, Тульская область осваивает и внедряет экспортный стандарт опережающими темпами. Начинающие могут обратиться за помощью в Российский экспортный центр (РЭЦ), региональный Центр поддержки экспорта или Центр поддержки МСП «Мой бизнес» в Туле. Для оперативного решения задач на уровне региона создан Экспортный совет при губернаторе.  

Комментарий

Светлана Захарова, менеджер по экспорту ЗАО «Краснобор»:

«Наше предприятие несколько лет занимается экспортом полуфабрикатов и продукции из индейки. Но раньше это было частично через посредников, а теперь мы стараемся выйти на внешние рынки полностью самостоятельно. Недавно я отправила заявку в РЭЦ для того, чтобы они помогли найти новых потенциальных партнёров за рубежом на определённые виды продукции. Заявка рассматривается не более 30 дней. Надеемся, у нас всё получится.

Вообще, на мой субъективный взгляд, успех в экспорте зависит от востребованности продукта или услуги. Сейчас мы поставляем индейку в страны СНГ, а также во Вьетнам и Китай. Начинаем получение сертификата «Халяль» для того, чтобы поставлять полуфабрикаты в Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты и Катар.  

Малому и среднему бизнесу не стоит бояться внешних рынков, тем более, что по времени процедура с оформлением документов сейчас максимально ускорена».