Все началось со шкафа. Краевед рассказал, как создавался Епифанский музей

Андрей Лифке / АиФ в Туле

О том как выпускник физтеха Тульского пединститута стал одним из ведущих краеведов региона, откуда берутся экспонаты для провинциальных музеев и как привлечь в них избалованных столичной музейной роскошью туристов, расскзал заведующий историко-этнографической экспозицией - структурным подразделением Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Сергей Кусакин. 

   
   

Дворянское начало

Андрей Лифке, tula.aif.ru: Сергей Васильевич, каким образом педагог трудового обучения и начальной военной подготовки стал специалистом по музейному делу, автором исторических исследований, глубоким знатоком епифанской старины?

Сергей Кусакин: Вообще-то, я даже не епифанский, моя малая родина - город Донской. После школы поступил в тульский пединститут на физтех, отслужил в армии, преподавал НВП в родной школе номер 12 в Донском. Однако дело в том, что в институте пришлось мне влюбиться в свою будущую супругу Наталью Сергеевну. А уж она-то настоящая епифанская с глубинными корнями. Отец её Сергей Николаевич Орлов был тогда директором Епифанской школы, сегодня носящей его имя.

Когда мы приняли решение перебраться в Епифань, родные не поняли, мол, вы что, город на деревню меняете? Поменяли вот, о чём и не жалеем. Было это в 1982 году.

- Полагаю, что, проводя среди ребят начальную военную подготовку не коснуться истории Епифани времён Великой Отечественной войны было нельзя?

- Именно так! Освобождение Кимовского района, воины-земляки, встречи с ветеранами, и многое другое по теме, в общем - военно-патриотическое воспитание. И так я увлёкся, что незаметно для себя стал интересоваться епифанской историей в целом. Да вы пройдитесь по Епифани, разве можно не заинтересоваться?

Сначала организовал краеведческий кружок, потом и музей при школе, в восемьдесят четвёртом. Располагался он в школьном коридоре. Слава богу, нашлись знающие помощники, учитель географии Мария Ильинична Ксенофонтова, кимовские краеведы Николай Васильевич Федькин и Владимир Алексеевич Юдин, имя которого ныне носит Кимовский краеведческий музей. Эти люди, собственно, не только заразили меня любовью к краеведению, но и подсказали, как заняться музейным делом на более серьёзном уровне.

   
   

Первый епифанский музей был создан Серафимой Николаевной Савельевой в 1888 году и начинался он с её посудного шкафа. В нём представительница обедневшего дворянского рода разместила несколько диапозитивов для проектора, который назывался на стыке ХIХ-ХХ веков волшебным фонарём, и географические атласы. Инициативу оценили предводитель местного дворянства Савва Голицын, графиня Варвара Бобринская, чье имение располагалось неподалёку, инспектор народных училищ Дмитрий Мадинг, издатели Поповы и другие авторитетные и неравнодущные к истории своего края персоны.

Скоро музей занимал уже полдома, а в 1903 году экспозиция переместилась в Земский дом на Красной площади. Серафима Савельева официально была назначена директором с жалованьем 13 рублей 20 копеек. Для сравнения, учителя получали тогда 20-30 рублей. Фактически музей являлся просветительским центром для всего уезда. В нём учителя окрестных сельских школ получали наглядные пособия. Учреждение так и называлось - школьный музей наглядных пособий.

Удивительно, но он пережил и лихие годы Гражданской войны. Учреждение в 1919 году переместилось в кирпичный дом купца Сергея Оводова, здание, кстати, сохранилось и поныне. Затем перебрался в здание бывшего мужского городского училища, впоследствии педагогического, а перед войной соседствовал с Домом пионеров.

Досье
Сергей Васильевич Кусакин родился в 1957 году в Донском. Окончил ТГПИ им. Л.Н. Толстого. Заведующий историко-этнографической экспозицией - структурным подразделением Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Старший научный сотрудник. Автор ряда популярных краеведческих изданий, в том числе: «Храмы Куликова поля. Епифань. Монастырщино. Красный холм. Себино», «По святым местам Куликова поля», «На страже рубежей Российских. Епифань в ХVI-ХVII вв.»

Возрождение

- Хорошо помню, как проезжавшие через Епифань к Куликову полю туристы, в том числе иностранцы, выйдя из автобусов, со смешанным чувством восторга и недоумения смотрели на Никольский собор. Такое величие и в то же время такое запустение. Казалось тогда, никогда уже не обрести Епифани былой красоты и ухоженности.

- И Свято-Никольский собор, самый большой храм области, и церковь Успения Пресвятой Богородицы, о которых говорили «восстановлению не подлежат», и многие старинные здания своим видом буквально ранили души и епифанцев, и приезжих. Но мы-то верили - возрождение состоится. И одним из начальных его этапов стало учреждение нашего нынешнего музея. Начиналось восстановление храмов и приведения Епифани в достойный вид.

Я продолжал работать в школе, завучем по воспитательной работе. О планах директора Музея «Куликово поле» Владимира Гриценко создать в Епифани полноценный музей знал. И когда он предложил мне заняться этим, конечно, согласился. Начал работать заведующим в 1998 году.

Запустение было страшное, но мы старались. Помимо экспозиции завели свой огород, стали варить варенье и медовуху, делать вино, сажали садовые деревья. Разумеется, не в личных интересах, а для дела. Музей ведь купеческого быта! А какой быт в провинциальном городке без своего сада-огорода и его плодов?

Лавка купцов Байбаковых. Фото: АиФ в Туле/ Андрей Лифке

В общем, применяли нетрадиционные подходы к достижению поставленной цели. Сохраняли старинные технологии выращивания и заготовки огородных и садовых даров. Кормили участников многочисленных археологических партий, прикомандированных из столицы в наши края геофизиков. Старейшая жительница Епифани Надежда Ивановна Климова, из потомков родов купцов Байбаковых и Пучковых, оказала в этом деле неоценимое содействие. К сожалению, недавно она умерла, на девяносто четвертом году жизни. Однако традиция поддерживается. Весь вегетативный период мы растим овощи, ягоду, заготавливаем, храним. Есть конкретный ответственный сотрудник, получающий за это зарплату. Остальные, конечно, помогают. Где вы видели ещё такое в музеях?

Иными словами, чтобы добиться высокой посещаемости провинциальному музею надо найти что-то настолько своё, что отличало бы его от всех других и непременно привлекло, заинтриговало.

В 2006, 2009, 2016 годах я организовывал встречи потомков купцов и мещан Епифанского уезда, известных по документам ХIХ века. Осмелюсь сказать, на очень высоком уровне. Участники съезжались из Москвы, Ярославля, Тулы, Новомосковска, Кимовска. Естественно, были и наши епифанские. Всего за сорок человек. Некоторые приезжали с дарами для музея, предметами старины, альбомами с уникальными фотографиями.

Предметы епифанского быта. Фото: АиФ в Туле/ Андрей Лифке

- Экспозиция у вас довольна обширна. Не все ещё артефакты провинциального быта выбрали по окрестным деревням и сёлам?

- Все, наверное, никогда не выберем. Вот пример. Иду по улице Тульской. Местная жительница Валентина, а мы все тут друг друга знаем, приглашает зайти к ней во двор. Во дворе пень. На нём стоит старинная маслобойка. В отличном состоянии. И Валентина предлагает мне забрать этот агрегат для музея! Выбегаю на улицу, пока не передумала, ловлю попутку, водитель опять же знакомый, привожу маслобойку в музей. Осматриваю. Читаю. Фирма «Альфа лаваль», Париж, Франция. Примерно, десятые годы прошлого века. Провели небольшой ремонт, теперь экспонируется.

Когда начинали строить что-то серьёзное, непременно закладывали камень, такова вековая традиция. У нас есть камень, на котором выцарапано:1820 год, июня 18-го дня сии палаты заложены, Александр Молчанов, Самсон Молчанов. Это мой бывший ученик Юра Скотников пришёл в музей и говорит, мол, Василич, я тут копал подвал, наткнулся на камень какой-то с надписью, думал, вам будет интересно. Как потом выяснилось по архивным данным, Самсон Молчанов был состоятельным епифанцем, владел в начале позапрошлого века пивным домом.

Закладной камень купцов Молчановых. Фото: АиФ в Туле/ Андрей Лифке

А как-то иду с работы, прохожу мимо дома, хозяев которого я, редкий случай, не знал. Ворота открыты, и вижу, стоит во дворе явно раритетный стул. Ну прямо как в «12 стульях» Ильфа и Петрова эпизод! А в музее уже был точно такой же, года два назад выкупили у местных. Воровать, как Киса Воробьянинов, не стал. Зашёл и обратился к хозяину, который, как выяснилось, недавно в Епифани поселился. Короче, отдал мне он стул для музея без уговоров. Так что экспозиции нашего музея шириться ещё и шириться, с нашими-то неравнодушными людьми.