В Советске учитель чуть не задушила ребенка. Что об это думают психологи?

На уроке английского языка произошёл инцидент между учителем и учеником. Итог – учитель уволена за нарушение закона. Говорят, она чуть не задушила школьника, хамившего и оскорблявшего её.

   
   

Мы попросили и.о. директора госучреждения «Помощь» Светлану Комаревцеву прокомментировать ситуацию с точки зрения психологии.

Юлия Богомолова, tula.aif.ru: Почему же педагог не смог сдержаться? И как надо доводить взрослого человека, чтобы у него возникло желание «задушить»?

Светлана Комарцева: Давайте посмотрим на ситуацию несколько шире и поставим вопрос так: «может ли взрослый человек испытывать и проявлять агрессию по отношению к ребёнку?». Конечно же, любой человек, в том числе взрослый может испытать гнев и негативные эмоции по отношению к ребёнку, - поясняет специалист. - Важно то, как он справляется с этими сильными чувствами. Профессиональные знания обычно помогают педагогу адекватно реагировать и эффективно разрешать конфликты с подростками.

Важно понять с каким конфликтом мы имеем дело. Среди них можно выделить следующие: 

  •  конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения школьником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; 
  •  конфликты поведения или поступков, возникающие из-за нарушения учениками правил поведения в школе и вне её;
  •  конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей,в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Наиболее сильные чувства возникают у участников по второй и третьей позициям. Ситуация становится необратимой, когда взрослый человек теряет контроль над своими чувствами. В конфликтной ситуации с обучающимися педагогу необходимо в разговоре с учащимся сохранять спокойный тон, дать ему выговориться, не пытаясь перекричать, перебить. Внимательно выслушать, быть терпимым, проявлять сочувствие, показать ученику свою заинтересованность в разрешении этой проблемы. В случае невозможности такого поведения можно использовать тактику «Отсроченного решения конфликта» с участием представителей школьной службы медиации.

- Как показала прокурорская проверка, этому ребёнку нужен был психолог, но с ним не занимались. Если бы психолог работал со школьником, можно было бы избежать такого конфликта?

- Чтобы понять возможно ли избежать конфликта между педагогом и учеником, на фоне оказания коррекционной работы с обучающимся, надо подробно исследовать как саму возникшую ситуацию, так и эмоционально-личностные особенности участников конфликта.

   
   

Решение о необходимости оказания психолого-педагогической помощи ребёнку принимает родитель и обращается как законный представитель ребёнка в соответствующие организации или к специалистам, с заявлением в письменной форме. При наличии такого заявления школьный психолог имеет все компетенции для работы с конфликтными ситуациями со всеми участниками образовательного процесса: с родителями, педагогами, учениками.

Представители службы школьной медиации или классный руководитель могут выступать инициаторами проведения социально-психологических и профилактических мероприятий в конкретном школьном коллективе. Но родитель и в этом случае даёт или не даёт разрешение на участие ребёнка в подобных мероприятиях.

Своевременное обращение за помощью к специалисту, проведение психодиагностического обследования школьника может быть ключевым моментом в обнаружении межличностного и психоэмоционального неблагополучия ребёнка.

- Коррекция нужна только детям или всё-таки педагоги тоже нуждаются в помощи психологов, так как каждый день приходится работать и со сложными подростками! Да и нагрузка у них огромная и постоянная, не каждая психика выдержит… 

- Несомненно, педагог может испытывать нервно-психическое перенапряжение, подавленность, находиться в стрессе, связанными не только с его профессиональной деятельностью, но и личными проблемами.  С переходом современной школой на личностно ориентированные модели образования, повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в образовательном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, а именно речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом, проектировочными умениями.

Школьный психолог, это человек хорошо знакомый с особенностями внутришкольного коллектива. При этом он обладает профессиональными знаниями, позволяющими ему глубоко проникать в суть происходящих явлений в стенах учреждения. Педагог-психолог может грамотно подобрать для учителя необходимые методы и технологии, которые помогут избежать профессионального выгорания, помочь гармонизировать психоэмоциональное состояние, снять напряжение.

- Кто чаще из педагогов может сорваться, те, кто только пришли на работу или наоборот, которые отработали уже очень много лет?

- Вы очень правильно задаёте вопрос – указываете обе уязвимые группы: это именно те, кто только пришли на работу, и именно те, кто отработал уже много лет. Специалисты, которые не так давно окончили вузы, имеют большой теоретический багаж знаний, более эмоционально стабильны в силу своего возраста, амбициозны, но при этом их практические навыки далеки от совершенства, профессиональное сознание часто носит фрагментарный характер, спектр реакций на конфликт и стресс узкий. Это и является зонами роста их профессиональной компетентности. Другую группу составляют специалисты, отработавшие педагогами очень много лет. Накопившееся напряжение, возрастные изменения эмоционального фона и стрессоустойчивость, часто делают их менее эффективными в ситуациях повышенного нервно-психического напряжения, в том числе в конфликтах.

Именно эти группы педагогов требуют повышенного внимания со стороны администрации, педагогов-психологов, специалистов служб медиации при планировании их деятельности.