Тульской артухе - 155. Как жили ученики первой в России оружейной школы

Исполняется 155 лет со дня основания Тульского артиллерийского инженерного института. Свою историю артуха, которая была предметом гордости многих поколений туляков, вела от школы оружейных мастеров при Тульском оружейном заводе, которая была создана с Высочайшего повеления Александра II.

   
   

Мастера широкого профиля

«Государь-император, в 15 день июля 1869 года, утвердив рассмотренное Военным Советом Положение о специальных школах артиллерийского ведомства, — Высочайше повелеть соизволил: На основании означенного Положения оружейную школу вновь учредить в Туле...» Текст повеления слегка изменен в соответствии с сегодняшней орфографией. Но сути это не меняет: дата основания оружейной школы, из которой впоследствии вырос Тульский артиллерийский инженерный институт — 15 июля 1869 года. По современному стилю — 28 июля.

Фото: АиФ в Туле/ Романов Кирилл

Школу открывали для подготовки технических кадров, именуемых оружейными мастерами, способных лично осуществлять техническое обслуживание и ремонт оружия в войсковых частях. В то время в российской императорской армии не было четко налаженной системы эксплуатации оружия с ремонтом и техническим обслуживанием. Починкой занималась просто специально назначенная группа военнослужащих. Иногда это были те, кто прошел обучение оружейному ремеслу на оружейных заводах России, но чаще всего они не имели никаких профессиональных навыков и опыта.

До появления нарезного оружия это особо не тревожило командование армии. Но после поражения России в Крымской войне 1854―1856 гг., которое показало несовершенство и техническую отсталость русского оружия, проблема стала очевидной. Командиры частей войск не могли организовать правильную эксплуатацию оружия, а солдаты не умели вовремя устранять поломки оружия.

Фото: АиФ в Туле/ Романов Кирилл

Была поставлена задача срочно перевооружить армию казнозарядным оружием, выпуск которого начал Тульский оружейный завод. Но тут вдруг выяснилось, что техническое оснащение оружейных заводов империи не соответствует объему предстоящих работ. В 1868 г. Смогли наработать лишь на десять процентов полученного заказа. Проведенное тут же расследование показало слабость технической базы, зависимость русских производителей от иностранных фирм. В общем, в истории редко случается что-то принципиально новое. Генерал Глинка-Маврин, обследовавший Ижевский завод, вообще констатировал, что производство здесь находится «в положении отчаянном».

Военное министерство приняло на вооружение шестилинейную винтовку образца 1869 г. чешского оружейника Крнка с металлическим патроном, более простую и удобную для изготовления. Однако эти образцы казнозарядного оружия нельзя было производить старыми средствами. Тем более что вскоре на вооружение русской армии были приняты принципиально новая 4,2-линейная винтовка Бердана, рассчитанная под унитарный патрон и заряжающаяся посредством откидного затвора, а также револьверы систем Лефоше, Кольт, Смит-Вессон. Все это потребовало начать подготовку специалистов по эксплуатации новых образцов оружия в войсковых частях.

Императорским указом были учреждены две оружейные школы ― в Туле и Ижевске. Численность учеников в тульской школе была существенно больше, чем в ижевской. К тому же здесь учились дети из знаменитых оружейных династий. При минимальных затратах государственных средств, тульская школа стала готовить для армии квалифицированных специалистов по техническому обслуживанию и ремонту стрелкового оружия.

   
   

«Не беспокоить начальство никакими петициями»

Постоянный состав школы насчитывал восемь человек. Начальник школы и офицер, наблюдающий за обучением мастерствам и наукам, назначались из числа обер-офицеров. Кроме них штатом предусматривалось два старших (по должности VIII класса) учителя и четыре младших из гражданских лиц. Численный состав учеников был определен в количестве 120, а с 1906 г. ― 160 человек.

Настоящей легендой школы стал Алексей Михайлович Злобин. Он окончил курс в первый выпуск, и, как лучший ученик школы, был оставлен при ней преподавателем. Занимал эту должность почти четыре десятилетия, до самой своей смерти в 1912 году. О нем писали, что едва ли в российской империи найдутся полки, где бы не было оружейных мастеров и заведующих оружием — бывших учеников Злобина. Его воспитанники были даже в болгарской армии. В последние свои годы исполнял обязанность наблюдающего за обучением.

Выпуск 1900 года. Фото: Public Domain

Ученики делились на три категории: казеннокоштные — обучающиеся и содержащиеся бесплатно за счет казны; пансионеры — вносящие за свое обучение и содержание установленную плату; вольноприходящие — не получающие от школы никаких пособий и не вносящие за своё обучение никакой платы.

Ученики были как ученики. Обычные дети своего времени. Когда в конце 1905 года Тулу сотрясали революционные события и забастовки, они тоже слегка побузили и побастовали. Но отделались легким испугом. В январе 1906 года, когда занятия возобновились, с них собрали расписки о том, что, «желая продолжать занятия в оружейной школе, прошу принять меня обратно на казенный счет; при сем обязуюсь не участвовать ни в каких забастовках, не беспокоить начальство никакими петициями и продолжать занятия при установленных условиях и порядках школьной жизни».

Здание Тульской оружейной школы располагалось на территории Тульского оружейного завода. Изначально школа подчинялась напрямую начальнику Главного артиллерийского управления. Но в 1878 году она была переподчинена начальнику Тульского оружейного завода, при этом по-прежнему оставалась специальной школой артиллерийского ведомства.

Оружейный завод в Туле. Фото: Public Domain

Очень скоро стало очевидно, что помещение тесновато, и стали подыскивать новое, с комнатами для интерната, администрации, мастерскими. Вначале администрация завода присмотрела участок на Арсенальной площади в Заречье, где была возможность присоединиться к городскому водопроводу. Долго обсуждали эту идею, не договорились.

В январе 1914 года начальник оружейного завода обратился в управу с просьбой выделить от полутора до двух десятин для здания оружейной школы с интернатом на 200 человек, квартирами для администрации и мастерскими на углу Посольской, нынешней Советской, и Тургеневской. Он просил либо уступить принадлежащую городу землю, либо обменять на арендуемый заводом участок в 26 десятин на Демидовской плотине. В крайнем случае продать, если цена будет приемлемой.

Эта идея обсуждалась на разных уровнях, и в мае 1914 года не договорились окончательно. Город сообщил, что, «не имея ничего принципиально против обмена», предложенные условия завода невыгодные. Оружейный завод нашел встречные условия невыгодными для своей казны и потому неприемлемыми. На том и разошлись. Скоро началась большая война, и идею большой стройки отложили до лучших времен.

12 баллов успеха

К приему в школу допускались православные юноши всех сословий не моложе 18 лет, представившие медицинское свидетельство о здоровом телосложении и привитии оспы (вакцинации!), а также успешно сдавшие вступительные экзамены по Высочайше утвержденной программе испытания для вступления в школу.

Они должны были владеть правильным и толковым чтением с умением просто, ясно и связно рассказать и письменно изложить (без грубых ошибок) прочитанное и доступное пониманию экзаменующегося и четыре арифметических действия над целыми числами. Иметь первоначальное практическое необходимое для успешного изучения оружейных работ, знание по слесарному делу: уметь правильно опиливать плоскости по наугольнику и быть знакомым с употреблением рабочих и поверочных слесарных инструментов, с их ковкой, отделкой и закалкой. Позже в программу вступительных экзаменов был включен закон Божий (знание основных православных молитв и десяти заповедей).

Для школы был установлен трехлетний срок обучения по общеобразовательным предметам и теории ручного огнестрельного оружия, а также еще один год обязательных практических работ на оружейном заводе.

Обучающиеся в школе юноши именовались учениками и переводились каждый год в классы, последний из которых был практическим. При этом ученики школы не состояли на действительной военной службе.

Теоретический курс обучения включал Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, теорию ручного огнестрельного оружия, черчение и рисование. К практическим занятиям относилось исполнение всех работ оружейного дела в цехах. При этом, из преподаваемых предметов специальными (ведущими) признавались оружейное мастерство и теория ручного огнестрельного оружия. Обучение оружейному делу в практическом классе производилось под руководством цеховых мастеровых, избранных начальником школы, за плату, определенную по табели. Успехи учеников в мастерствах и науках выражались баллами, «полное число коих 12». Таким же числом баллов оценивалось и поведение учеников.

Ученики школы размещались на квартирах у заводских мастеров — как правило у тех, которым было поручено обучение их оружейному мастерству или у ближайших родственников самих учеников. При этом указанные лица (заводские мастера или ближайшие родственники) были обязаны снабжать размещенных у них учеников «пищею, одеждою и всем необходимым для опрятности» за плату, определённую в табели.