«Тульские горки». Будет ли проезд по трассе «Дон» платным после ремонта?

Автомобильная дорога М-4 «Дон» в Тульской области идёт по холмистой местности и представляет из себя серию резких спусков и крутых подъёмов, напоминает нам пресс-служба госкомпании «Автодор», в управлении которой находится эта трасса. За что этот отрезок дороги (всего четыре полосы, в каждом направлении по две полосы) получил название «тульские горки». Речь идёт об отрезке дороги между двумя платными участками – богородицким и ефремовским. Там при реконструкции до четырёх полос ещё в нулевых параллельно старой дороге возвели две полосы современной, а старая стала односторонней по направлению с юга на Тулу и Москву. Этот кусок доводят сейчас до ума.

Многие автомобилисты возмущаются «рваным» скоростным режимом на платных участках.
   
   

В «Автодоре» уверяют, что реконструкция идёт «без стеснения движения существующего потока, чтобы не доставлять дискомфорт автомобилистам». На подготовительном этапе дорогу расширяют с одной стороны до 4 полос, перепускают на них движение автомобильного потока, после чего приступают к работам по реконструкции на освобожденном от движения участке дороги.

Опыт показывает, что летом на таких участках заторов и пробок всё равно не избежать, поскольку стоят временные знаки ограничения, переносные камеры фото- видеофиксации и уцелевшие после оптимизации гаишники. Да и сманеврировать, переезжая на другую сторону дороги, водителю всё равно придётся. Но это, как говорится полбеды. Понятно, что «тульские горки» компания будет убирать для перевода последних бесплатных участков на платную основу.

Ещё немного цифр

Протяжённость трассы М-4 «Дон» по Тульской области составляет 200 км (со 133-го по 333-й). Из них 147 км уже эксплуатируются на коммерческой основе. Это совмещённый участок в Подмосковье и нашем регионе с 93 по 211 км и два приблизительно равных по протяжённости (по 34-35 км) обходов Богородицка и Ефремова, где есть параллельная бесплатная альтернатива (об объездных маршрутах – ниже). Но общая протяжённость скоростных отрезков дороги, где можно законно разогнаться до 110 км/ч – всего 83 км. Остальные платные 64 километра имеют ограничение по скорости 90 км/ч. И это не считая необходимости притормозить у пунктов взимания платы и на участках ремонта.

О технологии «свободный поток», которую собираются применить на ЦКАДе, пользователи трассы М-4 пока могут только мечтать.

Между тем, «Автодор» позиционирует себя как «глобальный инфраструктурный инвестиционный холдинг, активно развивающий и эксплуатирующий автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и придорожную инфраструктуру». Неужели участки, где разрешены лишь 90 км/ч, присущие любой обычной двухполосной дороге общего пользования, тоже значатся, как «скоростные»?

На той же параллельной автомагистрали М-2 «Крым» 110 км/ч от МКАДа до 177 км – норма, причём совершенно бесплатно. К тому же, до 156-го км эта дорога имеет почти сплошное освещение. А на М-4 его нет даже на платных участках. В нашей области лишь 37 километров трассы «Дон» освещены. В компании нам рассказали: «В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» освещение предусматривается на дорогах I категории с расчётной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более. С учётом такой интенсивности движения автотранспорта на участке км 133 – км 225 компания запланировала устройство сплошного освещения и на этом участке».

   
   

Правда, в 2021 году планируется лишь закончить проектно-изыскательские работы. Значит, освещение появится не ранее 2022 года. А в остальных случаях наличие линий электроосвещения на платных автомобильных дорогах действующими нормативными документами не регламентируется. И непонятно, с чего это они решили, что с началом платного обхода Богородицка (т.е. с 226-го км) интенсивность движения падает и составляет уже менее 20 тыс. автомобилей в сутки?

Так за что всё-таки платим? За придорожный сервис? Но на той же М-2 он развит не хуже. Единственный бонус на М-4 – наличие аварийных комиссаров, который подъедут к вам в случае ДТП или какой-то другой неприятности на дороге. Но, во-первых, многие ли водители пользуются этой услугой, а во-вторых, от пробки в случае крупной аварии или, скажем, сильного пробка комиссары всё равно не спасут.

Неужели дешевле – это дороже?

Теперь о тарифах. Проезд по «дневным» расценкам на легковом автомобиле по всем платным участкам региона обойдётся в 310 рублей. С транспондером, который стоит от тысячи рублей и выше, а через несколько лет придётся покупать новый (батарейка сдохнет, а заменить её нельзя) – 248 руб., то есть замучаетесь его отбивать. По ночному тарифу (а ночь – это с 0.00 до 7.00) – 180 и 144 руб. соответственно. Но это всё «зимние расценки».

А «лето» каждый год наступает всё раньше. С 14 октября 2019 года на платных участках трассы М-4 «Дон» перестали действовать повышенные сезонные тарифы.

«С этого момента стоимость проезда будет такой как до 15 апреля 2019 года», заявляли в госкомпании. Там также утверждают, что введение сезонных тарифов связано с повышением интенсивности движения в летние месяцы. Они «позволяют оптимизировать трафик, распределив его между дневными и ночными часами и перенаправив часть транспортного потока по альтернативным бесплатным маршрутам».

Однако, при проезде, например, днём по платному участку трассы М-4 «Дон» в Московской и Тульской областях (93-211 км) водители легковых автомобилей и мотоциклов до введения летних повышенных тарифов платили 160 руб., а теперь-то 170. Поэтому, заявляя о возвращении тарифов на уровень низкого сезона, представители компании не договаривают. К слову, в 2019 году летние повышенные тарифы вводились с 15 апреля по 13 октября, а в 2018-м – с 28 мая по 1 октября.

А что будет, если вы предпочтёте бесплатный альтернативный маршрут?

Когда правнуки поедут бесплатно?

А что будет, если вы предпочтёте бесплатный альтернативный маршрут? С обходами Богородицка и Ефремова вопросов нет – там есть параллельные старые направления дороги М-4 «Дон» сопоставимые по протяжённости с платными участками. А вот на отрезке на юге Подмосковья и в Венёвском районе такой возможности нет. Если южнее новая широкая дорога строилась рядом с существующей узкой, то севернее была реконструкция старой и никаких коротких параллелей там нет.

А как нам предложат объезжать новые платные участки после реконструкции – со 211 по 225 и с 260 по 287 км? Там вообще никаких вариантов поблизости нет. Тогда придётся прямо от Москвы шпарить по бесплатной М-2 «Крым» до Лапотково, а там уходить через Тёплое на Ефремов, что многие водители, кстати, давно и делают. Но дорога эта опять же региональная, через деревни идёт, так что все риски и убытки собираем мы, туляки. Впрочем, участок в Венёвском районе станет бесплатным уже 1 мая 2109 года. Так что правнуки наверняка дождутся.

Мнение депутатов

Юрий Афонин, первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям: Ещё как-то можно было бы оправдать платные дороги, целиком построенные за счёт частных капиталовложений без привлечения бюджетных средств. Но при условии, что тарифы на проезд установит государство (сейчас оно устанавливает только предельные), и они будут рассчитаны на любой кошелёк, а некоторые категории пользователей смогли бы претендовать на льготный или бесплатный проезд. Пока же все платные дороги в России строятся, в основном, за бюджетные деньги. В этом суть современного российского капитализма – национализация убытков и приватизация прибылей.

Скажем, объезд платного участка на трассе «Дон» на северо-востоке моей родной Тульской области осуществляется, в том числе, по дорогам регионального значения. Значит, возросшая нагрузка на них легла на бюджет региона.

Многие автомобилисты возмущаются «рваным» скоростным режимом на платных участках, который варьируется от 110 до 130 км/ч, а кое-где составляет и 90 км/ч, как на дорогах общего пользования. Возникающие то тут, то там пробки и заторы – у пунктов оплаты, во время и сразу после снегопадов, в результате ДТП и ремонтных работ – перечёркивают саму концепцию быстрого и комфортного перемещения по платным дорогам. Но почему во время таких нештатных ситуаций не отменяется или хотя бы не снижается плата? Ведь потребитель не получил услугу в том объёме и того качества, на которые рассчитывал. А дороги, построенные за счёт бюджетных средств, должны оставаться бесплатными, передавать их в коммерческую эксплуатацию нельзя.

Владимир Афонский, член комитета Госдумы по транспорту, депутат по Новомосковскому одномандатному округу: Удобный объезд любого из платных участков обязательно должен быть. И альтернативная дорога тоже должна быть в нормативном состоянии.

Что касается чехарды с дорожными знаками, в том числе ограничения скорости, мы наводим в этом порядок совместно с минтрансом России и ГИБДД.

Позиция водителя

Николай Раев, житель пос. Метростроевский Венёвского района: Я платными дорогами почти не пользуюсь. В Венёв езжу через Хрусловку и Коломенскую, на Тулу – через Анишино. Но люди, конечно, недовольны. У одних низкие зарплаты – им дорого платить за проезд, другие вынуждены ездить на работу – им тоже влетает в копеечку. Бывает и так, что водители пристраиваются на пункте оплаты за фурой и проскакивают за ней, не заплатив. Да, это незаконно, а с недавних пор и наказуемо, но это такая форма протеста против платных дорог и отсутствия адекватной альтернативы.

Ещё одна причина недовольства – закрытие съездов с трассы «Дон» к населённым пунктам. Теперь часто приходится проезжать лишний десяток километров, чтобы попасть домой. Оперативные службы – скорая, пожарные, полиция тоже теряют драгоценное время на эти объезды-повороты-развороты. Администрация района занималась этой проблемой, специально был организован выезд по этим маршрутам. Всё зафиксировали, проанализировали, написали, куда надо, но реакции никакой.