Свой праздник. Вышла первая энциклопедия тульской журналистики

Глава Тулы Юрий Цкипури называет событие знаковым и предлагает считать день презентации - Днём тульской журналистики. Никто не протестует. Два праздника (международный и местный) много лучше одного.

   
   

Вечер главы города

Юрий Иванович раскрывает частную информацию: теперь он каждый вечер читает энциклопедию: «Оказалось, настолько интересно, содержательно, каждая статья - анализ. Не забыто ни одно СМИ. Это очень непростой труд - найти, изучить, проанализировать, написать. Многих из тех, кто там описан, я очень хорошо знал. Некоторые уже ушли из жизни. Ушедшие - это бессмертный полк нашей тульской журналистики. Но самое главное - никто не забыт».

«У нас на кафедре есть дисциплина - история региональной журналистики, - рассказывает автор энциклопедии. - Она не является обязательной, но мы ввели её, потому что глубоко убеждены, что необходимо сохранять и передавать историю тульской журналистики будущим поколениям наших коллег, а для того мы и сами должны знать эту историю. Потому и нужна эта энциклопедия. Потому несколько лет и собирали информацию в архивах, библиотеках, собирали воспоминания нынешних журналистов, публикации в различных СМИ… Мне думается, что без знания своей истории, каких-то локальных традиций, может быть, даже баек, невозможно создать работоспособный редакционный коллектив.

Фото: Тульская городская Дума

Публикуя сведения о великих тульских журналистах, ветеранах печати, руководителях и ведущих сотрудниках сегодняшних СМИ, прежде всего членов Союза журналистов СССР и России, внёсших наибольший вклад в профессиональные достижения нашего сообщества, мы ко всему прочему обозначаем критерий профессионально мастерства, может быть, даже рукопожатности.

В сборнике упомянуты 225 фамилий журналистов, 475 статей, 250 из них - описания типологических характеристик СМИ, а упомянуто ещё около 400 изданий. Мы не стремились создать академическое издание, а также исследовать многотиражные, корпоративные, религиозные, рекламные СМИ, которые лишь упоминали.

Эта энциклопедия - маленький шажок, первый этап в изучении наследия, а исследовать есть что.

Как есть о чём поговорить известным журналистам со студентами»

   
   

Лесорубы мы

После презентации я познакомилась с несколькими мастерами пера, сотрудничающими или сотрудничавшими с «АиФ в Туле», чьи имена звучат в энциклопедии.

«Журналист должен быть специалистом. И в области журналистики, и в какой-то другой, - говорит Александр Савенков, главный редактор бизнес-издания. - У тебя должна быть сфера, в которой ты разбираешься. Нельзя писать про всё. Это значит - не уметь писать ни про что. Но и писать, скажем, только про коней чревато. Ну напишешь один-два текста и всё - карьера журналиста окончена. При этом не любой человек может быть журналистом. Даже если он отличный специалист в какой-то области.

Есть ещё заблуждение о схожести журналиста и писателя. А это ведь разные вещи. Когда-то, да, они были смежны. Но журналистика всё же нечто другое, особенно сейчас. Журналист - это лесоруб, он дерево спилил, быстро, ровненько. А писатель из дерева шкатулку красивую выпилил. Совершенно разные функции. Поэтому журналистике надо учиться. И хорошо, что есть кафедра. Но и с этим есть проблемы. Вот в Туле 30 лет назад было 3000 журналистов. Сейчас - 300. Борис Анатольевич выпускает каждый год по 15 человек (среднее количество человек на курсе сейчас - около 30 человек. - Ред.). У нас в редакции журналиста нет, и мы не можем его найти. А они не могут найти себе работу в Туле».

Не любой человек может быть журналистом. Даже если он отличный специалист в какой-то области.

«Профессия журналиста очень сиюминутна, - считает Татьяна Гусева, телевизионщица, блогер. - Каждый человек, когда работает, считает, что в этот момент весь мир крутится вокруг него и он активный участник событий. Как только он выпадает из этого круга, круг продолжает крутиться, но уже без него. Поэтому очень приятно, что Борис Анатольевич вспомнил многих людей, работавших в СМИ раньше. Это напомнит современным журналистам, что не с них начиналась журналистика, и даже не с их ближайших предшественников, а гораздо раньше. И все эти люди достойны уважения, памяти. Того, чтобы о них и говорили, и писали. 

Профессия журналиста очень сиюминутна.

Моя активная творческая деятельность пришлась на 90-е годы. Перестройка. Страна, живущая в нервозном ритме. Забастовки, жуткая война в Чечне. Я была в командировке в Грозном в 1996 году. Это страшно и интересно. Журналист ведь не думает порой, что с ним может случиться в этих горячих точках, а идёт потому, что ему интересно.

Сейчас я сделала свой блог. Называется «Прогулки» - по имени той передачи, которую я делала, когда работала на одном из телеканалов. Он посвящён историческим местам, личностям, малоизвестным фактам и событиям. С развитием туризма сейчас интерес к таким историям возрастает, и я очень рада этому».

Фото: Тульская городская Дума

Сижу на газоне…

Елена Шулепова, собственный корреспондент федерального издания по Тульской, Калужской и Рязанской областям, вспоминает своего коллегу:

«8 января исполнилась очередная годовщина смерти моего очень хорошего друга Вагифа Кочеткова.

Это единственный журналист из Тульской области и один из немногих в России, чьё имя выбито на стеле погибшим журналистам в Вашингтоне. Совершенно уникальный был человек и очень талантливый журналист. Сейчас ему был бы 41 год. 

Его избили около подъезда, украли документы, он нарыл тогда информацию по поводу хищения медикаментов, была очень скандальная история. К сожалению, мы забываем о наших коллегах, которые ушли. А ведь в 90-е и начале 2000-х журналистика была очень опасной. Впрочем, она всегда считалась одной из самых опасных профессий. Заставляет идти на риск, лезть на рожон, тебя в дверь - ты в окно…

Я когда-то много писала о банкротстве «Туласпирта», а тогда за ним стояла криминальная уралмашевская группировка. Судилась с двумя губернаторами, с главами районов, с коммерческими структурами. К счастью, проиграла только один суд. Доходило до прямых угроз. Мне много звонили, просили успокоиться. Как-то перехожу дорогу, подъезжает машина, меня толкают дверью, я лечу носом в газон, высовывается мужик и говорит: «Ну чё, тебе мало? В следующий раз не промахнёмся!». Они уехали, а я сижу на газоне, в пыли, в грязи, плачу - обидно невероятно. Потому что ничего не можешь противопоставить этому наезду, грубой силе. Потом мы, правда, договорились, попили чай, нашли общий язык. Они поняли, что мне от них нужно их мнение и я готова его представить наравне с мнением администрации, налоговой и так далее. Всё это тоже журналистская работа. В любом случае, если вы журналист, вы должны быть готовы, что вами будут недовольны. И ответственность должна быть за каждое своё слово».