Пандемия спровоцировала рост сегмента доставки продуктов. Так, в 2019 году, при первом исследовании Роскачеством этого сектора бизнеса, только 36% респондентов покупали продукты в интернете.
К 2021 году показатель вырос до 64%. Впервые за три года упала доля россиян, ходящих в офлайн-магазины. Потребители переходит в онлайн. Чаще всего заказывает продукты молодежь: доля молодых респондентов 16-29 лет стала больше на 15% и начала лидировать.
Роскачество проверило 28 приложений: по 14 для Android и для iOS. Испытания велись по 180 критериям. Проходил и дополнительный тест приложений на безопасность с использованием специализированного ПО. В результате исследованы ключевые функции, оценены удобство, информационная безопасность, производительность и надежность приложений доставки.
Выяснилось, что наиболее функциональны приложения – «ВкусВилл», Ozon и «Перекресток – Доставка» на обеих платформах.
Самые удобные:
- «ВкусВилл», METRO и «Мой Ашан» (Android);
- «ВкусВилл», «Мой Ашан» и «Яндекс.Еда» (iOS).
По информационной безопасности большинство приложений имеют более четырёх баллов, а лучший результат у приложения «Мой Ашан».
Лучшими по совокупности всех критериев стали:
- «ВкусВилл», Ozon, «Перекресток» и «Сбер» на Android;
- «ВкусВилл», Ozon и «Перекресток» на iOS.
Сергей Бодров, менеджер проектов Центра цифровой экспертизы Роскачества отметил:
«Во время исследования специалисты использовали приложения как рядовые пользователи: искали продукты из стандартной потребительской корзины, используя фильтры, просматривали карточки товаров, собирали и оформляли заказ, ожидали доставку и анализировали функциональность приложений на каждом этапе этого процесса. Ассортимент и качество доставляемых продуктов, а также сервис самой доставки в ходе исследования не оценивались. В дальнейшем Роскачество планирует проверить качество продуктов питания, которые потребители заказывают онлайн».Функциональность (115 критериев) составила 35% от итоговой оценки приложений. Регистрация: у большей части приложений (57%) нет возможности зарегистрироваться через уже имеющиеся аккаунты в социальных сетях или сторонних сервисах, что может принести неудобство. Аутентификация с помощью номера телефона доступна у всех. Полноценная регистрация с помощью почты существует у «Яндекс.Еды», «Яндекс.Лавки» и Ozon.
Поиск – ключевая группа критериев, по которой производилась оценка функциональности приложения. Оценили эксперты и наличие голосового ввода. Он доступен только у «Лента Онлайн»). Подсказки ранее введенных запросов есть у 25% приложений, а релевантные подсказки при вводе поискового запроса присутствуют у Ozon Express и METRO.
Полнота способов оплаты добавлена у «Яндекс.Лавки» и «ВкусВилла». Самая ограниченная функциональность оплаты у «Мой АШАН» и METRO. Здесь нельзя привязать несколько карт или использовать альтернативный способ оплаты. Оплата картой курьеру или наличными есть у «ВкусВилла» и Ozon Express. У METRO - опция оплаты только наличными.
По критериям безопасности большая часть приложений показала высокие результаты. Все передают персональные данные в зашифрованном виде.
- 54% приложений для доставки продуктов недостаточно адаптированы для людей с ограниченными возможностями;
- у 61% нет отзывов и рейтингов в карточках товаров;
- 32% приложений на Android запрашивают у пользователей избыточные доступы, к телефонной книге, например.
Больше половины исследованных приложений на обеих платформах по совокупности критериев получили свыше четырёх баллов. Это высокий показатель.