Георгий Гуркин уверен, что его проект, победивший в грантовом конкурсе «Студенческий стартап», внесёт значительную лепту в устранение проблемы, над которой бьются многие учёные умы. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Есть такие микробы
Олег Бондарь, tula.aif.ru: Георгий, вы ведь ещё совсем свеженький победитель страртапа?
Георгий Гуркин: Да, грант выиграл в этом году 4 сентября. Так что вся работа у меня впереди. Мне полагается миллион рублей. Буду набирать команду и продолжать заниматься своей разработкой.
— И в какой именно области намерены совершать научный переворот?
— Я увлечён идеей создания биопрепаратов для очистки сточных вод.
— Не вы первый, насколько мне известно... Многие ваши коллеги, в том числе по центру «БиоХимТех», тоже подобным занимаются.
— Не совсем так. В целом, проекты, конечно же, похожи, но если посмотреть глубже, то это не одно и то же. Это, например, как разработка специалистами автомобиля. Вроде бы все заняты одним общим делом, но в действительности одни занимаются двигателем, другие — колёсами, третьи — подвеской или ещё чем-нибудь... Так и здесь.
— Есть такие микроорганизмы, условно, которые могут эффективно очищать сточные воды. Проблема региона (мы как раз-таки выяснили и подтвердили свои предположения на мероприятии-спутнике Конгресса молодых учёных, куда нас возили) заключается в том, что очистка сточных вод недостаточно эффективно проводится по разным показателям. В том числе очень плохо чистятся поверхностно-активные вещества и другие классы соединений. И для того, чтобы решить эту проблему, необходимо создать биопрепараты, которые будут собраны из самых лучших микроорганизмов. То есть мы эти микробы выделяем, выясняем, какие из них наиболее эффективные, и как в конструкторе Лего собираем, а потом смотрим, как они между собой взаимодействуют.
Стали приходить мысли
— Ух ты как интересно... А для человечества уже есть какая-то польза от этого?
— Конечного результата, безусловно, пока нет. А проект, который выиграл грант — это лишь одна из ступеней к нему. Я в итоге хочу разработать платформу, которая будет позволять перерабатывать углекислый газ и, соответственно, органические отходы, и утилизировать не просто во что-то, а в продукты с надбавочной стоимостью, например, в биополимеры. Задача в том, чтобы очистить воду и при этом что-то ещё и получить. У нас очень большая проблема в России по показателям сброса в реках. Это очень большая проблема... Грубо говоря, если ассенизатор будет забирать содержимое из выгребной ямы, приезжать на берег и сбрасывать всё это в речку, то получится, по сути, то же самое, что мы сейчас имеем во многих водоёмах. И этот процесс продолжается ежедневно.
— Так, и каким образом это будет работать? Это что будет? Устройство?
— В моём понимании и как я хочу это сделать, это будут большие микробные реакторы, которые за счёт микроорганизмов будут очищать воду на очистных сооружениях. Те аэротенки, которые сейчас там, строились ещё в советское время и они не рассчитаны на ту нагрузку, которой подвергаются сегодня. Они изношены технически, им не хватает эффективности и они не выполняют свою функцию. А если и выполняют, то не столь качественно, как должно бы было быть. Одна из причин — неподходящий состав микробов. Вот мой проект и должен решить одну из проблем, связанную с подбором подходящих групп микроорганизмов.
— А кто вас вообще надоумил этим заниматься?
— На самом деле, в процессе учёбы в университете нам доносили и доносят эту проблему. Меня она заинтересовала, потом при выполнении каких-то научных исследований я стал больше об этом думать, искать тематические материалы, читать и, соответственно, стали приходить мысли, как эту проблему можно решить. Стал узнавать, какие современные подходы вообще существуют, и сопоставлять со своими идеями. Конечно, в любой нашей работе присутствует научная новизна. Без этого науки нет.
— Как предполагаете, сколько понадобится времени для реализации вашего проекта?
— Грант рассчитан на один год. За этот период, думаю, добьюсь всех результатов и целей, которые перед собой поставил.
— Верну деньги. А так, намерен работу закончить обязательно и в срок. Да, это был риск с моей стороны, я всё думал: пробовать — не пробовать? В итоге решил, что стоит всё-таки взяться, потому что это будет полезно для моей работы над кандидатской, да и вообще — дело-то полезное.
Купил себе пару пробирок
— Откуда такое пристрастие к химии?
— Во многом его определила моя школьная учительница Людмила Алексеевна Светлова. Она преподавала химию таким образом, чтобы все понимали, что этот предмет нужно учить обязательно и всем без исключения — хочешь ты этого или нет. Она подавала материал в очень доступной форме и нам было всё понятно. В 10-м и 11-м классах мне очень хотелось влиться в химию, я купил себе пару пробирок и начал делать какие-либо первые пробирочные опыты. Какие именно — уже и не помню. На самом деле, они были не серьёзные. Это уже потом, на первом курсе университета, я стал заниматься чем-то в этом плане более существенным, окунулся в это уже конкретно.
— Достаточно непросто. Конкурс был высокий. Если по другим специальностям было 130 баллов, то на химии нижний порог был где-то в районе 190 баллов. Плюс в мой год был довольно высокий порог проходной. И учиться потом тоже было тяжело. Считаю, что если человек говорит, что ему легко учиться, значит, он не учится. Это огромное количество информации, в которой надо разбираться, это и новые области знаний. И очень много времени для этого требуется. Учиться легко не бывает никогда. Ещё я для себя понял, что для достижения какого-либо успеха и результата нужно много работать. Очень много. Талант, конечно, тоже важен, но всё определяет именно работоспособность и то, насколько ты заинтересованно относишься к тому, чем занимаешься. Я сам к этому пришёл.
Успеть себя побаловать
— Теперь вопрос развлекательный: а чем молодой учёный-химик занимается на досуге? Продолжает грызть гранит науки?
— Мы с женой любим путешествовать, причём исключительно на автомобиле. Каждые выходные куда-то выезжаем. В первую очередь, конечно же, это Тульская область, посещаем места, связанные с нашими достопримечательности. Также ездим по Калужской, Рязанской и Московской областям. Были в Краснодарском крае. Исколесили достаточно много. Машину купили только в мае этого года, а уже напутешествовали порядка 15 тысяч километров.
— Относительно вредных привычек очень хорошо осознаю, какой вред и последствия они приносят. Это и есть ответ. А что касается питания, то здесь понимаю, что жизнь скоротечна и нужно успеть себя побаловать. Не вижу в этом ничего страшного. Кто бы что не говорил, но еда, на самом деле, приносит много удовольствия. Во всём важен момент разумности. Просто нужно свой организм не забывать насыщать ещё и витаминами, и другими необходимыми веществами. А такого ударного разделения продуктов на «это я ем, а это — ни за что», у меня не существует. Питаюсь, как и большинство российского населения. А чем ещё питаться?
— Желаю удачи в вашей работе, в реализации проекта. Будем ждать чистой воды.
— Спасибо.