На вопросы наших читателей отвечает педагог-психолог организационно методического отдела «Областного центра «Помощь» Татьяна Сапронова.
Когда надо начинать его воспитывать?
Начинайте воспитывать разу. Есть несколько правил, позволяющих заложить основы правильного воспитания ребёнка. Позитивно относиться к новой жизненной роли. Учиться понимать, что нужно ребёнку. Создавать прочную связь с малышом. Не отказывайтесь от грудного вскармливания, чаще берите ребёнка на руки, носите ребёнка как можно больше, реагируйте на зов вашего чада, общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что ваш ребёнок ничего не понимает и даже не слушает, всё равно общайтесь с ним.
Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны. На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит. Связь чада с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим, и не останется беспомощным в различных ситуациях. И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца не менее важна.
Какие ошибки допускают молодые родители?
Первая - родители стараются реже брать малыша на руки, чтобы не привык и не манипулировал ими с помощью слёз. Убеждение современных психологов - это одна из самых больших ошибок! В первые месяцы жизни ребёнок по-прежнему чувствует себя и маму единым целым. Если она не рядом, малыш начинает тревожиться. Физический контакт дарит младенцу чувство безопасности. Поэтому его просто необходимо как можно чаще брать на руки хотя бы до тех пор, пока он не научится ползать. Так вы заложите прочный фундамент эмоциональной связи с ним, на всю жизнь. Ошибочно также пресекать познавательную активность ребёнка в раннем возрасте. Ведь именно в это время формируется база интеллектуального и физического развития. В силу незрелости участков головного мозга малыши до трёх лет не способны понять, казалось бы, простые вещи. Однако, недооценивать их умственный потенциал нельзя. Иначе отобьёте охоту узнавать новое и активно выполнять то, о чём попросили взрослые и что хочется самому.
Во-вторых, ближе к трёхлетнему возрасту у детей наблюдаются впечатляющие рывки в развитии. Это сегодня он ничего не понимает, а завтра найдёт способ открыть ящик с папиными инструментами. Поэтому лучше все запретные предметы убрать подальше или закрыть так, чтобы ребёнок не смог самостоятельно их найти.
Например, яркие пластиковые бутылки с ядовитым содержимым и острые инструменты. Ещё одна ошибка родителей в том, что они мало уделяют времени на занятия с детьми. Если в раннем возрасте мама не может оставить ребёнка без присмотра в силу его возрастной несамостоятельности, то в дошкольном часто время общения с ним заменяется общением с гаджетами. Недостаточно просто проводить ребёнка в сад или школу, купить понравившуюся вещь, приготовить еду. Важно уметь выкраивать время и на увлечения вашего чада. Посмотрите вместе мультфильм или выберите время для совместной прогулки. Иначе ваш малыш будет чувствовать себя забытым, а тогда нарушится взаимопонимание и эмоциональный контакт. Не позволяйте чужим людям стать ближе родных.
Как общаться с ребёнком после трёх лет?
Основа деятельности детей в возрасте от трёх до семи лет, это сюжетно-ролевая игра, помогающая осваивать окружающий мир. Для них важен не результат, а именно процесс игры. Игра для них - это отображение окружающей действительности. В это время активно развиваются социальные эмоции, такие как симпатия, антипатия и предпочтения. А самооценка формируется на основе оценки значимых взрослых. Поэтому не стесняемся хвалить, конечно, нужно понимать, что везде важна мера, подбадривать, вдохновлять детишек, даже если у них что-то плохо получается. Ведь они только учатся открывать для себя мир полный неожиданностей и противоречий. Так же в этом возрасте формируется понятие морали, и проявляются чувства собственного достоинства, развивается самолюбие и чувство стыда. Поэтому они особо ранимы и чувствительны к любым наказаниям и унижениям их личности. И тут важно помнить золотое правило воспитания: «хвалим при всех, ругаем наедине».
Поэтому уделяйте время для того, чтобы устраивать чаепития с детьми, рассказывать про свои семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. А если таковых нет, вы можете придумать их сами. Давайте возможность проявлять самостоятельность, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, брать на себя ответственность. В этом вам здорово может помочь домашнее животное. Например, рыбки, за которым будет ухаживать ребёнок. Задавайте ему чаще вопросы: «Для чего? Какое твоё мнение? Что ещё можно сделать? Как по-другому поступить?» Да, даже в столь юном возрасте можно и нужно задавать такие вопросы. Это не означает, что мы к чаду относимся как к взрослому, это значит, что мы прислушиваемся к детскому мнению и принимаем его во внимание, ценим и уважаем. А это в свою очередь влияет на самооценку ребёнка.
Ещё очень большая ошибка - непоследовательность и несогласованность в воспитании. Начиная с самого раннего возраста у малыша должны сложиться чёткие границы дозволенного. Неправильно каждый день менять требования и запреты. В такой обстановке дети часто теряются и совершенно перестают ориентироваться в разных «можно» и «нельзя».
Когда начинается пубертатный период и как он проявляется?
В среднем с восьми-девяти лет у девочек и с 10–11 у мальчиков. У этого периода есть свои заметные психологические черты, благодаря которым можно понять, что ребёнок вступил на порог полового созревания. Наиболее характерные из них новые непонятные эмоции. Дети допубертатного возраста, как правило, открыты и жизнерадостны, они легко забывают о неудачах. Но с начала полового созревания у подростков появляются новые эмоции, ранее которые они не встречали. Это может быть депрессия, агрессивное или апатичное состояние. Он может начать скандалить на ровном месте из-за пустяка, может поссориться со всей семьей и друзьями, или вовсе сбежать из дома. Главное понимать, что ребёнок не виноват в том, что он резко «испортился». Какие бы жесткие слова он не произносил, как бы он не пытался перечить воле родителей, в душе он остается всё таким же ранимым и уязвимым.
На психологическом уровне также происходят изменения. У подростков в это время складывается образ идеального и реального Я. И эти образы не всегда совпадают. Например, ребёнок понимает, что ему нравятся сильные люди, лидеры, он хочет быть таким же, как они. Но в компании он теряется и не может ничего сказать из-за слишком сильного напряжения. Тогда возникает конфликт двух Я, и подросток это сильно переживает. В этот период юноши и девушки много думают о смыслах, кто они в этом мире, что они могут. Многие изолируются, уходят в себя, занимаются чрезмерным самокопанием, становятся агрессивными. По сути это нормальный процесс, он нужен для того, чтобы у ребёнка сформировалось мнение о самом себе. Родители должны понимать, что сейчас любое замечание или критика могут очень серьёзно повлиять на самооценку их чада. Поэтому стоит быть аккуратнее в выражениях. Подростки очень критично относятся к замечаниям в их адрес. Это может пошатнуть их веру в то, что они, например, хорошие дети для своих родителей.
Заметила, что сын стал много врать и сбегает с уроков. Как быть?
Если ребёнок начинает врать родителям, прогуливает школу, как правило, у него есть сложности с учёбой. Нужно пообщаться с преподавателем, узнать, что не так, нанять репетитора, поговорить с ребёнком. Но причина может быть не только в успеваемости, но и в конфликте со сверстниками. В таком случае нужно разговаривать со школьным психологом, подключать и школу к решению вопроса. А вообще, надо начинать выстраивать диалог с ребёнком до того, как он вступит в пору взросления. Если ему до этого времени уделяли мало внимания, то, скорее всего, наладить контакт с ним в переходном возрасте получится только с помощью психолога.
Действительно ли запреты неэффективны?
Дети, которым всё запрещают, пускаются во все тяжкие, когда вырываются из дома. Но и без запретов не обходится.
Если родители с раннего детства потакают ребёнку, не вводят необходимые правила, игнорируют поведение, приносящее вред другим, у него может развиться чувство безнаказанности. На запрет, который вводят другие люди, он может отреагировать агрессивно. Чтобы избежать формирования чувства безнаказанности, возможно, а иногда и необходимо вводить санкции, наказания, о которых следует предупреждать ребёнка. Но не радо заранее запрещать что-то. Необходимо сделать это по факту совершившегося. Например, не надо постоянно говорить о запрете открывать окно, так как запретный плод сладок.
Если взрослые в присутствии детей позволяют себе уничижительно говорить о других, оскорбляя их, дети учатся игнорировать этих людей, смотреть на них свысока. Уважительное отношение ко всем, обращение внимания на чувства других, их настроение, состояние сформирует сострадание, адекватное к ним отношение. Избегая типичных ошибок в воспитании, вы всегда будете для своего малыша авторитетной личностью и сами не заметите, как ваши требования исполнятся.