Протяжённость скоростных участков трассы «Дон» в Тульской области мала

Виталий Колбасин / АиФ

В распоряжении редакции tula.aif.ru оказался ответ читателю от госкомпании, в доверительном управлении которой находится федеральная трасса М-4 «Дон», в том числе её 200-километровый участок, проходящий по территории Тульской области.

   
   

Заявитель хотел узнать, почему при взимании платы за проезд «коммерческие» участки дороги освещены не полностью, скоростной режим местами ограничен 90 км/ч, в местах ремонтов и на пунктах взимания платы то и дело скапливаются пробки, возникают заторы.

В ответе (имеется в распоряжении редакции) за подписью заместителя директора департамента тарифной политики и операторской деятельности госкомпании Андрея Лепихова, в частности, говорится: «Дополнительно перед вводом платности были освещены подъезды к пунктам взимания платы. В остальных случаях обязательность наличия наружного электроосвещения на платных участках автодорог не регламентируется. С целью улучшения условий проезда на автомобильной дороге проводятся работы по дополнительному обустройству участков дороги искусственным электроосвещением, так в 2021 году проведены работы по строительству линий электроосвещения общей протяжённостью 39 км, в том числе 12,8 км в Тульской области».

По нашим оценкам, общая протяжённость освещённых участков основного хода трассы «Дон» в Тульской области составляет не более 60 км из 200. По данным Счётной ппалаты РФ, ежегодные доходы госкомпании от взимания платы с российских водителей с 2015 года выросли в 6,3 раза, превысив 23​ млрд руб. в 2020 году. При этом, по оценке контрольного ведомства, она не полностью выполняет свою задачу по обеспечению​ комфортных условий при пользовании платными дорогами.

«На сегодняшний день нормы по устройству стационарного электрического освещения на автодорогах одинаковы как для платных, так и для бесплатных дорог. Считаем, что такой подход нужно менять, так как пользователи платят именно за комфорт и удобства, которые должны предоставлять платные дороги. Соответствующее предложение подготовлено в правительство», - озвучил в феврале аудитор Валерий Богомолов рекомендацию контрольного ведомства.

При этом в соответствии с ГОСТом освещение предусматривается на дорогах I категории с расчётной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более.​ В конце ноября прошлого года госкомпания рапортовала: по трассе М-4 «Дон» в 2021-м году в сутки проезжало 25 тыс. автомобилей. А в связи с закрытием целого ряда аэропортов юга, в том числе - в Воронеже, Ростове-на-Дону, Анапе, Геленджике и Симферополе - на фоне дефицита и дороговизны ж/д билетов многие едут на отдых на автомобиле по трассе «Дон». Поэтому интенсивность движения на ней стала ещё выше, однако, в госкомпании выполнять ГОСТ не торопятся. Более того, бывает и так, что на платных участках освещение есть, но оно, по непонятным причинам, не включается в тёмное время суток.

Не лучшим образом обстоит дело со скоростными участками. Протяжённость участков с повышенным скоростным режимом, согласно ответу, предоставленному нашим читателем, на всей автодороге М-4 составляет 338,15 км, где максимальная разрешенная скорость установлена до 110 км/ч, в том числе в Тульской области: км 170 - км 193, км 225 - км 260, км 296 - км 321, то есть всего - 83 км из 200.

При этом в госкомпании считают, что​ «введение платы за проезд является эффективными решением привлечения внебюджетного финансирования в дорожную отрасль. В частности, использование механизмов государственно-частного партнёрства позволяет одновременно сохранить решающую роль государства в дорожных проектах и привлечь дополнительное финансирование для строительства новой и расширения существующей дорожной сети».

   
   

Однако, при строительстве и реконструкции платных дорог в России всегда используются значительные бюджетные ресурсы, по некоторым проектам их доля составляет до 2/3 и более от общих затрат. А если условно считать «бюджетными» и средства Фонда национального благосостояния, то доля частных инвестиций в платные дороги окажется совсем невелика. То есть, пользователь платных дорог отдаёт деньги за проезд многократно: выплачивая налоги, в том числе транспортный, покупая топливо, в стоимость которого «зашиты» акцизы, и отстёгивая за проезд по «коммерческим участкам».