На федеральном уровне обсуждается тема повышения цен на молочную продукцию в среднем на 7-10%. Устоят ли ценники региональных производителей, и почему вообще прослеживается такая тенденция.
К разговору пригласили руководителя одного из ведущих молокозаводов региона, председателя перерабатывающего кооператива и животновода в молочном направлении.
Не плановые затраты
Заинтересованные стороны сошлись в одном: спусковым механизмом явилось подорожание электроэнергии и других коммунальных услуг с 1 июля, а также новая маркировка «молочки». Но у каждого из участников дискуссии есть и свои нюансы.
Генеральный директор «Тульского молочного комбината» Александр Ширинкин рассказывает:
«За последние месяцы мы не повышали отпускные цены на свою продукцию. Но, к сожалению, происходит существенный рост стоимости сырья, упаковочных материалов и услуг. Например, с марта по июнь упаковочные материалы подорожали от 30 до 60%. Объяснение этому разное, но мы, переработчики, уже несём затраты, которые превышают все бюджетные планы.
Поставщики сырого молока видят проблему в значительном росте цен на услуги ферм, концентрированные корма. Традиционно летом сырое молоко дешевеет, но сейчас ситуация иная. Вынужден прогнозировать дальнейшее увеличение цены сырого молока на 5 – 6%. А в себестоимости нашей продукции доля сырья составляет 64%.Кроме того, с 1 июня стартовала так называемая маркировка продуктов «Дата Матрих» («Честный ЗНАК» – штрих-код, который будет наноситься при обязательной маркировке товаров. По замыслу разработчиков, он должен гарантировать потребителям подлинность и качество продукции – ред.).
Пока мы начали работать с маркировкой сыров. А с 1 ноября уже вся «молочка» подвергнется этой процедуре. Инвестиции в технологию маркировки, организацию рабочих мест, программные продукты, покупку кодов привели к дополнительному удорожанию себестоимости «молочки» более чем на 1,5%.
С 1 декабря торговые сети начнут приём молочной продукции только с «Дата Матрих». Сейчас на комбинате проводится верификация каждой потребительской упаковки на считываемость перед подачей в склад готовой продукции.
В торговых сетях пока только устанавливают программы, сканеры. В каждой сети решения индивидуальны. Но тесты сети не проводили. Вероятность того, что код не будет считываться сканером в кассе составляет от 1 до 3% по разным видам упаковки. Это обосновано оценками экспериментов, сравнением с другими отраслями. Вероятность не считывания связана с особенностями кода и не готовностью сетей провести тестовые приемы продукции.
Все изделия, по которым не будет считывания, считаются браком и подлежат возврату. Эти потери тоже лягут на плечи производителя. Услуги на транспорт и энергетику также выросли. Поэтому вынужден подтвердить неутешительные прогнозы. Продукты из молока подорожают. Насколько, покажет время.Хочу заметить, что наш коллектив прекрасно понимает, что это ляжет дополнительным бременем на население в сегодняшнее непростое время. Ситуация может привести и к снижению продаж. Мы ищем оптимальное решение этого вопроса».
Не на чем экономить
«У нас переработка небольшая, но трудности ощущаются немалые, - говорит председатель кооператива «Кимовский фермер» Александр Слесарев, - Собираем молоко у близлежащих хозяйств и делаем несколько видов молочной продукции. С 1 июля подорожал свет и все коммунальные расходы. Сейчас введут новую систему маркировки, а на это тоже тратятся определённые финансы. Поэтому осенью придётся поднять цены на изделия из молока на 5–7%, но, соответственно, поднимем и закупочную цену сырого молока. Сейчас мы приобретаем сырьё в среднем по 23 – 24 рубля за литр. Фермерам тоже надо дать жить».
«Мы давно занимаемся разведением коров и молочным направлением. Но в последнее время рентабельность молока совсем небольшая, потому что резко выросла его себестоимость. Дело в том, что поднялись цены на электроэнергию, горюче-смазочные материалы и на всё остальное по цепочке. Накладные расходы выросли примерно в 1,8 раза, - констатирует генеральный директор «Знаменское» Михаил Евланов. - Недавно ремонтировали машину, так счёт за запчасти оказался «золотым». Мы до последнего «урезались», считали каждую копейку. Экономить дальше не на чем. В какой-то мере спасает то, что корма выращиваем свои. Но и тут проблема. Для них нужны удобрения. Раньше 1тонна удобрения стоила 11 – 13 тыс. руб., сейчас же 21 – 23 тыс. руб. Подорожание – практически в два раза. Поэтому однозначно придётся поднимать стоимость сырого молока. Себе в убыток никто работать не будет. На сколько именно, будем считать. Сейчас в сутки мы сдаём на переработку до 10 тонн молока».Цепочка замкнулась. Крайним в ней оказался покупатель. При стагнации доходов населения, цены на многие виды продовольствия, а теперь и на изделия из молока раздуваются как пузырь. В чём выход из этой ситуации? Будет ли поддержка животноводов и переработчиков со стороны регионального минсельхоза? Возможно ли затормозить рост цен в рамках одной области? Приглашаем к разговору все заинтересованные стороны – от читателей «АиФ» в Туле» до чиновников и руководителей агробизнеса.