Первый динамовец. История дедушки отечественной гимнастики Бориса Астафьева

18 апреля свой столетний юбилей отмечает общество «Динамо». Одним из тех людей, которые закладывали будущую спортивную славу динамовцев, был туляк Борис Николаевич Астафьев. Его по праву можно называть первым динамовцем – уж в Туле точно.

   
   

Сальто от знаменитого клоуна

За 10 лет до этого события, в 1913 году в Туле появилось новое спортивное общество –  Тульский кружок любителей спорта. Основали его друзья-гимназисты Виктор Покровский, Борис Астафьев, Борис Алексеев и Чекменев.

«Хотелось заниматься спортом по-настоящему», – вспоминал через много лет Виктор Михайлович Покровский. Все они тогда были невероятно молоды, и учились в Перовской гимназии, учебном заведении с самыми либеральными порядками в городе.

В те времена не было спортсменов, которые увлекались бы одним видом спорта. Каждый из членов ТКЛС любил и борьбу, и футбол, и лаун-теннис, и легкую атлетику. Это были универсальные спортсмены. Но особые предпочтения все же имелись – это набиравшие популярность велогонки летом и лыжные походы зимой.

Сильнейшие лыжники ТКЛС. Фото: Public Domain

ТКЛС вообще славился своими лыжниками, которые были достойными конкурентами соколам – членам гимнастического общества «Сокол». В походы отправлялись не только на ближние дистанции. Устаивали даже «звездные пробеги» – до Москвы и обратно. Во всех лыжных вылазках в окрестности Тулы участникам предлагали два маршрута – один для «сильных», другой – для «слабых», в смысле малоподготовленных.

Интересно, что в одной из газетных заметок «Тульской молвы» рассказывалось, что группу слабых возглавлял г. Астафьев.

«В 12 часов 10 минут дружно отправились по направлению к Рогожне. В Рогожне участники катались с горы и прыгали на лыжах. Затем пили чай и молоко с хлебом. После чего в том же порядке вернулись в город. В вылазке участвовало около 40 человек, между ними четыре дамы. Участники остались очень довольны вылазкой и просят назначить еще в следующее воскресенье».

   
   
Борис Астафьев. Фото: Public Domain

Инициалов у г. Астафьева не значилось. Но, учитывая, что это был 1912-й год, и Борису тогда было неполных пятнадцать, вполне вероятно, что он проходил пока по категории новичков. Тем более, что распорядителем общества «Сокол» был П. Н. Астафьев – по-видимому, старший брат. Семьи-то были большими, и если один из братьев занимался спортом, другие следовали его примеру. Борис вообще был самым младшим, десятым ребенком в семье. Руководители забегов показывали остальным канадские прыжки и норвежские повороты. Ходили лыжники телемаркенским шагом.

Кружок ТКЛС быстро приобрел невероятную популярность. Через два года председателем его правления уже был известный самоварщик и большой поклонник спорта Р. Тейле. Ни Алексеева, ни Покровского, ни Бориса Астафьева на руководящих постах уже не было. По-видимому, им хватало возможности просто заниматься спортом, оставаясь рядовыми членами кружка.

Внутренние порядки в ТКЛС были довольно-таки строгие. Провинившихся исключали без права повторного вступления. «Все мы занимались спортом не за какие-то блага, а на совесть, были спортсменами и душой, и телом, – рассказывал В. Покровский. – Никто никогда не видел нас ни пьяными, ни курящими».

Спорт, и, в частности, гимнастика, был достаточно популярен в Туле начала прошлого века. В мужских учебных заведениях с первого класса и до последнего была введена обязательным предметом чешская гимнастика. Та самая, которую пропагандировали сокола. Считалось, что гимнастика вырабатывает хорошее, крепкое тело, делает его удобным для жизни. В Перовской гимназии учил гимнастике настоящий военный капитан с необычной фамилией Зайбрдых. Кроме того, почти в каждом дворе имелся турник, на котором любили позаниматься и рабочие, и конторские служащие, и мальчишки.

Первые руководители московского коллектива юного динамовца. Борис Астафьев — в верхнем ряду справа. 1934 г. Фото: Public Domain

Семья Бориса Астафьева сдавала комнаты, и не кому-нибудь, а цирковому борцу. Как вспоминал Покровский, «был он красивый, высокий, хорошо сложенный. На цирковые представления мы ходили за него болеть. А в свободное время учились у него навыкам французской борьбы».

А еще в те времена публику поражал своим мастерством легендарный клоун Виталий Лазаренко. Знаменит он был также своими острыми политическими репризами, зливших власти, после чего гастроли Лазаренко в каком-то городе могли окончится до срока. А еще – несомненным акробатическим мастерством. На представлениях Лазаренко прыгал через десять стоящих в ряд лошадей, повозок, выполнял другие головокружительные номера. Вот к этому человеку и отправились Покровский с Астафьевым.

– Вы что, хотите работать в цирке? – сразу же спросил Лазаренко.

– Да нет, мы только хотим научиться делать сальто.

Лазаренко удивленно посмотрел на визитеров, но прогонять не стал. И два месяца юноши Покровский и Астафьев добросовестно занимались у знаменитого циркового артиста, разучивая сальто. Научились в конце концов.

Гимнасты на параде в Туле. 1929 г. Фото: Public Domain

Чемпион

Борис Астафьев стал самым известным воспитанником Тульского кружка любителей спорта. И, конечно, помогла в этом та универсальная спортивная подготовка, которую он получил в Туле. С началом преобразований в стране Борис Астафьев уехал в Москву. В 1923 году он основал первую секцию гимнастики в историческом доме №5 на Цветном бульваре, где находился один из первых в России гимнастических залов. Между прочим, приходили сюда заниматься когда-то Владимир Гиляровский и Антон Чехов. Теперь же зал находился в ведении только что образованного общества «Динамо». Стадиона в Петровском парке еще не было и в помине.

Тогда, в начале двадцатых, одним из первых спортивных титулов Бориса Астафьева стало звание чемпиона Красной Армии по французской борьбе.  Он стал победителем на первых всесоюзных соревнованиях по прыжкам в воду. Но главной его любовью была спортивная гимнастика. Борис Астафьев считается не просто первопроходцем, но основателем гимнастики в этом обществе, да и вообще долгие годы определял пути развития этого вида спорта в стране. Неофициально его называли дедушкой московской гимнастики. Такой титул еще надо заслужить. Когда в Петровском парке, построили новый стадион «Динамо», то под восточной трибуной был оборудован прекрасный гимнастический зал, где тренировались сильнейшие гимнасты «Динамо» и СССР.

Борис Астафьев. Фото: Public Domain

Борис Астафьев — поистине уникальный спортсмен. Три года подряд, с 1924-го, он становился чемпионом Москвы по гимнастике. Он был  десятикратным чемпионом СССР по прыжкам в воду, серебряным призером чемпионата СССР в многоборье. А еще занимался лыжами, прыжками с шестом. Стал заслуженным мастером спорта по спортивной гимнастике и по прыжкам в воду.

«Их дела и поступки подчинялись глубоким знаниям законов педагогики и спорта, представлениям об интеллигентности и воспитанности, образованности и глубокой бескорыстной преданности любимому виду спорта», – писали о Борисе Астафьеве и тренерах его поколения.

Холодная королева

В 1934 году в Москву приехала на турнир играть в составе волейбольного бакинского «Динамо» Галина Урбанович. Что-то в ней разглядел тогда Борис Астафьев и сделал невозможное предложение – переехать в Москву и начать заниматься спортивной гимнастикой. Галина с редким отчеством Наполеоновна рискнула, и это оказалось для нее судьбоносным решением. Под руководством Бориса Астафьева она быстро начала добиваться результатов в новом для себя виде спорта. Она неохотно шла на дружеские отношения с другими членами сборной, и ее движения были настолько идеальными, что Урбанович прозвали холодной королевой.

Галина Урбанович. Фото: Public Domain

Уже через пять лет после того, как она сменила вид спорта, в 1939 году, Урбанович впервые стала чемпионкой СССР. Продолжала она безраздельно царствовать и после войны. Конкуренток на внутренних соревнованиях у Галины Урбанович не было. Она стала абсолютной чемпионкой СССР семь раз, не сумев добиться первого места только в 1949 году. Чемпионкой СССР в отдельных видах Урбанович становилась 20 раз.

Однако на международных соревнованиях у нее был только один шанс показать себя. В 1952 году, в возрасте 34 лет она поехала в составе сборной СССР на Олимпийские игры в Хельсинки. Нынешнее поколение гимнасток в этом возрасте давно уже завершают спортивную карьеру. Говорят, что в Хельсинки к нашим спортсменам судьи были чрезвычайно строги, безжалостно занижая оценки. Но установка из Москвы была только одна: терпеть и побеждать.

В личном многоборье Галина Урбанович заняла пятое место и четвертое в вольных упражнениях. Однако в групповых упражнениях выиграла серебряную медаль и стала чемпионкой Олимпиады в командном зачете. Конечно же, в этом ее невероятном триумфе огромная заслуга была Бориса Астафьева.

В 1956 году в СССР учредили новое звание – заслуженный тренер СССР. И в числе первых отмеченных этим званием был дедушка московской и всей отечественной гимнастики Борис Николаевич Астафьев.

Борис Николаевич был награжден двумя орденами. Орден Красного знамени он получил за участие в военных действиях и подготовку бойцов для групп особого назначения. А второй, орден Трудового красного знамени, – за тренерские успехи. Он был вручен в 1957 году, в связи с 60-летием.