Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Маша, знаю, детство ты проводила не в песочнице, а всё больше по кабинетам врачей. Как же удалось найти время на вокал?
Мария Денисова: Это всё благодаря моей бабушке. Даже когда мы не были в разъездах, я много времени проводила не во дворе, а с бабушкой в музыкальной школе. Она у меня хореограф и преподавала в Заречье. Из-за того, что я часто находилась в гипсе, сидела у неё на уроках, смотрела на занятия. Где-то в 4,5 года, чтобы меня как-то развлечь Елена Адамова, преподаватель вокала, решила попеть со мной песенки. Первое, что я исполнила вне дома, была песня «Ветер с моря дул…» Сейчас вспомнить смешно. Тогда-то и выяснилось, что у меня есть способности. Елена Николаевна стала моим первым учителем, за что я ей безмерно благодарна. Мы с ней проработали более 12 лет.
- И всё это время ты лечилась?
- Нам до сих пор кажется, что если бы диагноз поставили раньше, то двух курсов мануальной терапии было бы достаточно. Вместо этого пришлось делать массажи в Туле, обращаться к специалистам в Москве, даже наблюдалась в Днепропетровске у психонерворефлексопатолога, лечилась у Валентина Дикуля. Были ещё проблемы со зрением, так что до 9 класса жизнь была наполнена не только учёбой и подростковыми проблемами с прыщами. Помогало, что рядом всегда были родители и бабушка с дедушкой.
- А как складывались твои отношения с ровесниками?
- Когда ты сам не замечаешь своего недуга, не заостряешь на нём внимания, тогда и окружающие его не видят. Никогда одноклассники не дразнили, учителя всегда входили в положение. Потому что помимо лечения я много разъезжала по концертам и конкурсам, но у меня не было проблем в общении. Есть семья, с которой я дружу уже 20 лет.
Плюнула на новости
- Ты ещё и стихи пишешь, даже выпустила несколько сборников.
- Первые наброски я сделала в 2012 году. Но это были корявенькие, детские стишки: где-то хромал ритм, где-то рифма, где-то содержание. В 2013 году я пережила сильное потрясение: скоропостижно скончалась мой педагог по вокалу в Институте современного искусства Людмила Афанасьева. Это стало ударом, и именно в стихах я смогла выплеснуть все эмоции.
- То есть ты пишешь, только когда тебе плохо?
- Раньше так и было, но я расту, учусь, поэтому сейчас стихи может вызвать любое событие. Я могу начать писать ночью, в транспорте, на перемене. Вдохновляют люди, новые города, какие-то события и переживания. Раньше страшные события, которые происходят в мире, находили отклик в моих строках, но в какой-то момент я плюнула и перестала смотреть новости, и поняла, что не меньше эмоционального напряжения можно передавать и через позитив.
- От новостей ты отказалась, а от чтения комментариев под своими стихами в соцсетях тоже? Ведь часто люди довольно резки в своих выражения, а художника, как известно, обидеть может каждый…
- Критика хороша, когда она конструктивна. Если человек может объяснить, почему ему не нравится моё стихотворение или какая-то строчка в нём, то я уважаю его позицию, но менять стих не буду. Мне кажется, что раз это приходит ко мне сверху, то так и должно оставаться. Я работаю лишь над оформлением стихотворения, чтобы слова не повторялись, чтобы был ритм, но содержание – это моё и оно неизменно.
Обидеть и опошлить можно всегда, но надо научиться переступать через таких людей, ведь они сами ничего в большинстве своём не создают, а ломать - не строить.
Когда я только начинала писать, мне казалось, что мои стихи кроме родных и близких никому не интересны, но в МГУ проходил поэтический вечер, и я рискнула, пошла. После меня стали звать московские поэты, и теперь каждую неделю я где-нибудь читаю свои стихи.
Кстати, первый сборник стихов помогла мне издать дочка Людмила Алексеевны, мой второй московский преподаватель по вокалу Наталия Афанасьева.
- Сейчас ты сама преподаёшь вокал у малышей от трёх лет. Каково побывать в шкуре педагога?
- Я точно могу сказать, что учитель – это призвание. Научиться преподавать технически и по всем правилам может любой, но для учителя важна импровизация, умение находить подход к каждому ученику, знать, как заинтересовать ребёнка. В методических пособиях описывается два-три приёма, но этого мало, ведь дети всегда разные. И то, чему меня научили мои педагоги, которых я безгранично люблю и ценю, - это всегда искать индивидуальный подход. Я никогда не пела то, что мне не нравится. Если перед вами четырёхлетний ребёнок, это не значит, что он хочет петь детские песенки. У меня был случай, ученик в четыре года сказал, что хочет исполнить песню Чичериной «Ту-лу-ла». И мы разучили куплет. Ребёнок втянулся в процесс и мы перешли на школьную программу.
- Но у учителей дополнительного образования группы обычно меньше, чем классы в общеобразовательных школах…
- Это неважно. У нас в лицее точные науки вела Екатерина Алексеевна Смиронова. Так вот она делала это так, что я до сих пор помню весь курс алгебры и геометрии, хотя в профессиональной жизни мне это совсем не близко. В одном из стихотворений я её называю «волшебницей точных наук». Секрет её в том, что она умела объяснять просто и доступно. Мы ловили на лету.
Рок-Тула
- Ты много говоришь о педагогах, кажется, что они стали для тебя родными…
- Вообще, мне в жизни очень везёт с людьми. Иногда кажется, что один человек передаёт меня другому, и они все оказываются рядом в нужный момент.
Преподаватель по постановке эстрадного вокала Елена Салейкова, например, помогла мне в конце концов определиться со стилями, в которых мне удобнее всего петь, а Елена Куриленко развила мой интерес к научной деятельности.
Все мои учителя верили в меня и помогали развиваться не только, как исполнителю, но и как личности.
- Так что тебе нравится петь?
- Я остановилась на роке и советской лирике. Любовь к последней мне привили бабушка и дедушка, а рок я слушала с 12 лет. Сейчас я пишу диссертацию по русскому року, разбираю творчество Арбениной, Земфиры, «Аквариума», Би-2.
- Раз речь зашла о роке, то можешь ли ты сказать, что в Туле довольно рокерская публика?
- Очень многие мои друзья-туляки слушают рок, на концерты к нам привозят Би-2 , и они пользуются спросом.
Как-то в 2009 году мой знакомый тульский рокер сказал, что когда к нам приехала одна питерская команда, они признались, что в Туле рокеров больше, чем в Питере. Мне как поклоннице этого направления хочется в это верить.
Хочу всё!
- Ты учишься в МГУ. Жаждешь быть вечной студенткой?
- Я поняла, что научная деятельность тоже может быть интересной, особенно если ты пишешь о роке. На самом деле мы учимся всю жизнь и неважно, являемся при этом студентами или уже давно работаем по специальности.
Как ни печально это осознавать, но обучение в московском вузе - дорогое удовольствие, а у нас возникли финансовые трудности. Я сейчас живу с мамой в Москве, снимаем вместе квартиру - одной мне управиться по хозяйству сложно. Живём практически на мамину зарплату. И я надеюсь, что появится ещё какой-нибудь добрый человек в моей жизни, который поможет с оплатой учёбы.
- А о чём ты мечтаешь?
- Сейчас я живу в своё удовольствие, занимаюсь тем, что мне нравится. Дальше я хочу продолжать совмещать и пение, и стихотворчество, и преподавание. Потому что без чего-то одного уже не представляю жизни. Стремление к мечте – это этап. Как только достигаешь одной мечты, появляется следующая, и надо, чтобы эти этапы были яркими.
Смотрите также:
- Не портить людям уши: тульский музыкант о доброте, стереотипах и не только →
- В ежовых рукавицах. Педагог по вокалу о дисциплине в искусстве →
- Хочу в артистки! →