Это был исключительный даже по меркам войны случай, когда бы на двухместном самолете спаслись пять человек. И одним из главных действующих лиц этой истории стал туляк Пётр Клюев.
Доброволец
В судьбе Петра Николаевича Клюева до сих пор предостаточно белых пятен, которые, по-видимому, так и останутся тайной. Первая из них – дата рождения. Где-то пишут 20 апреля, где-то – 25 июня. В наградных документах указан только год рождения – 1922-й.
О Клюеве вообще несправедливо мало публикаций. Во всех биографических справках пишут, что родился он в деревне Кишкино под Тулой, которая позже вошла сначала в Косогорский, потом Ленинский район области, затем переехал в Тулу. На деле же переезд состоялся из-за трагических обстоятельств. Когда мальчику исполнилось полтора года, умерла мать. Отца, по-видимому, тоже не было, о нем никаких упоминаний нет. Петю забрала к себе жившая в Туле тетя.
Сотрудница областного архива Аполлонова, собиравшая в 1963 году сведения о герое, побывала у неё в гостях, и именовала не иначе как приёмная мать. Записала даже тульский адрес: ул. Морозова, 23 (у Клюева в наградном листе он другой – Морозова, 95). Однако ни фамилии, ни даже имени-отчества этой женщины Аполлонова почему-то так нигде и не указала.
Со слов приёмной матери известно, что учился Пётр в Чулковской средней школе, окончил восемь классов, поступил в Тульский аэроклуб. По его окончании ушёл в 1940 году добровольцем в Красную армию.
После начала войны отправлен на переподготовку, в сентябре 1942 года окончил Молотовскую (Пермскую) военную авиационную школу лётчиков. С июня 1943 года — на Северо-Кавказском фронте, затем на Южном, 1-м и 4-м Украинском, 2-м Прибалтийском, Ленинградском фронтах.
К марту 1944 года лейтенант Пётр Клюев командовал звеном 503-го штурмового авиаполка 206-й штурмовой авиадивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 118 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его аэродромов и переправ. За отличное выполнение 79 боевых вылетов награждён двумя орденами Красного знамени, после чего произошло ещё 39 успешных боевых вылетов.
Над головами немцев
10 марта 1944 года, незадолго до освобождения Крыма, Пётр Клюев стал участником невероятного и уникального по своему счастливому исходу происшествия. В этот день на штурмовку немецкого аэродрома бомбардировочной авиации у села Водопой – чуть севернее города Николаева, вылетели 26 двухместных Ил-2 в сопровождении 18 истребителей Як-3.
Несмотря на то, что в воздухе было шесть истребителей противника – четыре Ме-109 и два ФВ-190, штурмовка была выполнена отлично. В результате точного бомбометания отмечено на земле семь очагов пожара и большой взрыв. Лично младший лейтенант Клюев уничтожил при этом один самолёт противника и до десяти человек технического состава.
После двух заходов штурмовики повернули домой, и уже пересекли реку Ингул, находившуюся на оккупированной территории, как один из пилотов заметил внизу, в степи, горевший самолет Як-3, из которого успел вылезти лётчик – младший лейтенант Иосиф Стопа. Из четырёх близлежащих деревень к месту посадки самолёта спешили пешие и конные немцы. Лётчику грозила опасность попасть в плен.
Тогда советские штурмовики встали в круг и младший лейтенант Милонов, ведомый Демехина, выпустил шасси и пошёл на посадку. Но самолёт, пробежав немного по земле, развернулся, накренился на левую плоскость и остановился. У него спустило левое колесо, пробитое осколками зенитной артиллерии. Взлететь на таком самолёте с раскисшей паханной площади было невозможно.
Ведущий группы лейтенант Демехин, видя создавшееся положение, дал по радио команду Клюеву: «Иду на посадку, прикрой с воздуха». Выпустив шасси, он приземлился невдалеке от севших ранее двух самолетов. Но тоже застрял в грязи. Вблизи горели самолёт Як-1 и самолёт Милонова, который он зажёг, не имея возможности взлететь на нем. Как потом пояснил сам – поджёг, чтобы дать понять товарищам безвыходность положения.
Немцы, бежавшие из деревень, приближались. Они уже были метрах в 70-80, и надеялись взять в плен лётчиков живыми.
Младший лейтенант Клюев стремительно носился на своём штурмовике над этой поляной и расстреливал бегущих немцев, которые вынуждены были залечь. После чего разбегались, но все-таки ползли к самолётам. Горючее у машины Клюева было на исходе, когда боеприпасы кончились, он просто кружил на бреющем полете, не давая немцам возможности подняться. Он уже сделал 15 кругов и готов был сам, вместе со своим стрелком, идти на посадку для выручки товарищам.
Тем временем сбежавшиеся к самолёту Демехина Милонов и его стрелок, а также лётчик с Як-1 младший лейтенант Стопа, руками разрыли грязь от колёс, с неимоверными трудностями вытолкнули самолёт на дорогу и с трудом, после долгого разбега, взлетели с дороги. Разместиться в двухместной кабине удалось только троим. Ещё два лётчика влезли в гондолы, куда убираются шасси после взлета.
Младший лейтенант Клюев во время этих событий ни на минуту их не покидал, и потом прикрывал улетающих товарищей сзади от возможных истребителей врага. Перелетели линию фронта, но добраться до своего аэродрома уже не могли – кончилось горючее. Оба самолёта приземлились на первой подходящей площадке.
Уже на своём аэродроме лётчики получили телеграмму от коллег-истребителей: «Искренне благодарим за спасение младшего лейтенанта Стопы. Заверяем, что истребители никогда не забудут этого».
Все эти герои были удивительно молоды – по 22-23 года. Старший сержант Николай Хирный, воздушный стрелок Ил-2 Милонова и старшина Иван Разгоняев, воздушный стрелок Ил-2 Демехина погибли ещё до Победы. Командир Ил-2 Андрей Васильевич Демехин погиб в авиакатастрофе после войны в звании старшего лейтенанта, Герой Советского Союза.
О судьбе лейтенанта Иосифа Моисеевича Стопы и сержанте Гликине, воздушном стрелке Ил-2 Клюева ничего не известно.
Командир Ил-2, первым пошедшего на посадку для спасения товарища Владимир Егорович Милонов вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. Умер в 2012 году в возрасте 90 лет.
Андрею Васильевичу Демехину поставлен памятник в Луганске, где он провёл детские и молодые годы.
Звание Героя Советского Союза за взаимную выручку в бою и проявленное исключительное мужество получил только Пётр Николаевич Клюев. Через три дня после случившегося звание Героя было присвоено и Демехину, но это была награда за предыдущие подвиги.
Память о лётчике
Пётр Клюев после войны продолжил службу. Трагически погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Броды во Львовской области. Похоронен там же, на Бродовском кладбище. Подробностей случившейся катастрофы нет.
Жена Петра Николаевича Ольга Яковлевна Клюева жила в Щёлково, Московской области. Познакомились они, по-видимому, на войне. В одном из писем Ольга Яковлевна упоминала, что служила в одной части с знаменитым лётчиком-штурмовиком Ильей Панковым, тоже уроженцем Тульской области. Также писала, что Тула ей дорога «как родина мужа и как город, в котором у меня много друзей школьников – красных следопытов».
В честь Клюева названа улица в Туле, а на фасаде дома №2 в 2015 году открыта мемориальная доска в честь героя.