Турецкий all inclusive* или «живой» Байкал? О ценах на заграницу

Приближается пора отпусков, но теперь попасть на заграничный курорт не так просто: куда-то не летят самолёты (и не ходят поезда), а где-то цены на путёвки подскочили так, что семейный отдых дикарями на сочинском пляже уже не кажется плохой идеей. Могут ли наши пляжи и гостиницы составить конкуренцию европейским и какие места в России краше всех в мире, рассказывает руководитель туристического агента Кристина Солопова.

Досье
Кристина Солопова. Родилась 11 декабря 1989 года в Туле. Окончила Тульский Государственный университет, факультет экономики и права по специальности «Таможенное дело». С 2012 года работает в сфере туризма. С 2016 - директор туристического агентства. Замужем. Детей нет.
   
   

До Кубы не долететь

Антонина Афанасьева, «АиФ в Туле»: Скоро начнётся летний сезон. Куда на сегодняшний момент могут отправиться в отпуск туляки?

Кристина Солопова: Проблема – в лизинге самолётов. В отношении российской авиации ввели санкции ЕС и США. Запрещены ввоз в Россию самолётов, поставка запчастей, проведение техобслуживания уже эксплуатируемых лайнеров и страхования всех самолётов российских авиаперевозчиков. Иностранные лизингодатели начали отзывать российские лайнеры, а зарубежные фирмы-перестраховщики — досрочно разрывать контракты. Чтобы не лишиться самолетов окончательно, нескольким крупным перевозчикам, включая «Аэрофлот», «Победу», S7 и Smartavia, пришлось отменить все рейсы за границу.

Основные направления по-прежнему доступны – попасть можно практически в любую страну. Прямые рейсы летают в Дубай и Турцию, со стыковками можно улететь в Стамбул, Тайланд, Вьетнам. А вот попасть на Кубу, в Доминиканскую Республику или Мексику пока нельзя. Чтобы облететь Европу, надо выстроить маршрут, который пролегает через большую часть воды. При вынужденной посадке, пилотам просто некуда будет приземлиться. Поэтому такой маршрут невозможен.

- Насколько поднялись цены на туры?

- Цены поднялись ровно два раза. Причина проста – наша отрасль напрямую зависит от  курса доллара и евро. Стоимость билетов, путёвок за границей считается в них. Если раньше доллар был по 70-75 рублей, то теперь подскочил до 120-130 рублей, то есть практически в два раза.

Сложностей добавляет и ситуация с банковскими картами. Visa и Mastercard любого банка России больше не работают за границей. Теперь при планировании поездки туристам нужно брать с собой наличные или оформить карту МИР, которая работает в Турции, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Беларуси, Армения, Казахстане, Вьетнаме. Однако, в большинстве стран расплачиваться картой МИР можно не во всех магазинах. Чтобы снять наличные нужно искать определенный банкомат, банк которого обслуживает эту карту.

- Понятно, что в нынешних условиях, турбизнес терпит большие потери, есть ли какие-то меры поддержки?

   
   

- На федеральном уровне введены некоторые меры поддержки: льготное кредитование (для гостиничного бизнеса), снижение взносов для операторов - 0,25 % вместо 1 % от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма, возмещение затрат на организацию чартеров (минимум 6 парных рейсов по одному маршруту с числом пассажиров не менее 300 человек), отмена взносов в фонд «Турпомощь», компенсация издержек на вывоз туристов из Турции и Танзании воздушным транспортом.

Отмечу, что во время ковида, нам два месяца выплачивали МРОТ. В этот раз поддержка отрасли минимальна, а ведь спектр компаний, который в неё входит, огромен: отели, авиакомпании, туроператоры.

От Алтая до Калининграда

- На фоне сложностей, которые возникли, логично предположить, что будет развиваться внутренний туризм. Какие направления, на ваш взгляд, наиболее актуальны?

- Байкал, Алтай, Крым, Сочи, побережье Краснодарского края и Калининград. Но надо понимать, что здесь речь идёт не о пакетных турах – с перелётом, заранее заказанной гостинце, едой, как привыкли туристы, которые выезжали за границу. Обычно на российский юг люди едут на машинах, снимают гостевые дома, а не отели с большими бассейнами, развлечениями и анимацией. Как правило, сами себе готовят есть – тот самый отдых, который был 15-20 лет назад.

Тем, кто привык проводить отпуск по системе «всё включено» перестроиться может быть сложно ещё и от того, что, признаемся честно, сервис в Сочи или Крыме не дотягивает до турецкого или европейского. Персонал, отношение к туристу, комфорт, развлечения – всё это должно быть на порядок выше. У нас нет хороших, чистых пляжей, больших аквапарков и бассейнов, детской анимации и широкого спектра услуг от СПА в отеле до подводной рыбалки. Нам ещё многому надо научиться.

Безусловно, найти шикарные гостиницы с номерами, окна которых выходят на потрясающие виды можно – но это выйдет гораздо дороже, чем в тех же Египте или Турции. Поэтому эти направления так востребованы.

- Какие три места в нашей стране вы бы посоветовали посетить и почему?

- В первую очередь, это Байкал. Сама ещё не была, но мечтаю. Это место силы и невероятная красота. Когда туристы возвращаются с Байкала, их настолько переполняют эмоции, что это не сравнится, наверное, ни с каким заграничным направлением. Это что-то чарующее и манящее. И дорогое. Туры стоят порядка 80-120 тысяч рублей на человека. При том, питание и проживание скромное. Туда надо ехать не за комфортом, а за восстановлением душевных сил.

Байкал. Фото: Из личного архива/ Екатерина Кантур

Ещё одно место – Сочи. Это и парк аттракционов, и горы, и канатная дорога, и прекрасная набережная где есть много уютных и самобытных ресторанчиков. Здесь всё ориентировано на туристов, так что можно отдохнуть с комфортом. 

Сочи Парк Фото: Сочи Парк

И третий вариант, это, наверное, Калининград. Тот, кто не был в Европе, сможете посмотреть на её кусочек в этом городе. Точно надо побывать на Куршской косе, увидеть балтийское море, «пряничные домики» вдоль набережной. Это очень классный город, соединивший в себе две культуры.

Калининград. Фото: Правительство Калининградской области

- Как оцениваете туристический потенциал нашего региона?

- С внутренним туризмом я знакома не очень плотно, большая часть моих клиентов интересуется поездками за проделами России. Но я много общаюсь с людьми и точно знаю, что тульский регион богат брендами. О Ясной Поляне, оружие и самоварах знают и за границей. Думаю, на развитие местных брендов и надо делать упор.

Но, повторюсь, для туриста важен комфорт и понятность, поэтому нужны хорошо выстроенная логистика, качественный сервис и всегда клиенториентированность.

*в переводе с англ. – «всё включено».