Актриса Тульского академического театра драмы Наталья Савченко стала вторым в области служителем Мельпомены, носящей высокое звание «Народный артист России».
«Как жила, так и живу»
Олег Бондарь: В этом году вам присвоено звание «Народный артист РФ». Оно к чему-то обязывает?
Наталья Савченко: Когда звание получила, никак его к себе не привязала. Как репетировала, так и репетирую. Как спорила, так и спорю. Как общалась со всеми, так и общаюсь. Всё делаю, как всегда - ничего не изменилось. А правила «жить так, чтобы потом не было за это больно и стыдно» я придерживалась и не будучи народной артисткой. А вообще присвоение звания - это ну о-очень приятно. Я даже написала в соцсетях, что желаю подобные чувства испытать и пережить всем.
- Наталья Петровна, как вы решили стать актрисой?
- Как и многие люди нашей профессии - ещё в дошкольном возрасте. И делала всё возможное, чтобы моя мечта сбылась, участвовала в самодеятельности. Однако в год моего выпуска из школы в театральном училище города Горького, где я жила, на актёрское отделение набора не было и я вынужденно отправилась в юридический институт. При первой же возможности поступила в театральное, по окончании которого получила от главного режиссёра театра имени Ленсовета Игоря Владимирова приглашение на работу в его коллектив. Однако, проработав в Ленинграде два сезона, уволилась и переехала в Тулу, о чём нисколько не жалею.
- В звёздном по составу театре им. Ленсовета не сложились отношения с коллегами?
- Со всеми в «Ленсовете» были хорошие отношения: и с Алисой Фрейндлих, и с Анатолием Равиковичем, и с Игорем Владимировым, и с Михаилом Боярским. Правда, он тогда ещё не сыграл д’Артаньяна, но тем не менее... А Алиса Бруновна на первую премьеру подарила мне платяную сумочку, которую я долгое время хранила, как реликвию.
В Тулу же меня привели семейные обстоятельства. Театр принял хорошо и, как и сам город, стал родным домом. Тем не менее, когда узнала о представлении меня к званию народной, была удивлена. Ведь я всегда жила в театре, придерживалясь своего мнения, и самостоятельные спектакли делала... Но справедливости ради скажу, что при всех моих разных отношениях с Александром Поповым (художественный руководитель театра с 1989 г. по 2011 г. Прим. - ред.), он всегда понимал, что я должна работать. И если что-то не получалось с ним, то значит необходимо искать вариант для моей творческой реализации.
- А с нынешним худруком тульской драмы Дмитрием Красновым, как отношения складываются?
- С Дмитрием Алексеевичем нас связывает более чем 20-летняя дружба. Он пришёл в театр артистом, мы вместе играли в спектаклях, потом у нас была антреприза, делали самостоятельные спектакли. То есть, это очень длинный период творческих отношений, поэтому взаимопонимание между нами запрограммировано изначально. Честно говоря, для меня он - идеальный вариант режиссёра. В связи с чем могу считать, что у меня в жизни что-то получилось.
Их что-то держит
- В последние годы в театр пришли молодые артисты. Как вам работается с ними?
- Они другие. Наше поколение артистов готово было работать даже за бесплатно, причём это качество специально не воспитывали - оно жило в нас само по себе. Сейчас принято смеяться над октябрятами, пионерами и комсомольцами, но может быть именно в их рядах в нас и закладывались истинные ценности. Молодые артисты более прагматичные, чем мы. И вот в чём парадокс - они говорят, что «за просто так» не работают, рассказывают о каких-то местах, где много платят и тому подобное, а между тем из театра не уходят. Значит что-то держит. Они другие, однако интуитивно дух профессии чувствуют, но и о деньгах при этом не забывают. Конечно, и нам в своё время хотелось заработать, ведь жили от зарплаты до зарплаты, но всё равно – не денежная сторона профессии была для нас первостепенной.
Противно до глубины души
- Как относитесь к ток-шоу с участием артистов, выставляющих подробности личной жизни напоказ?
- Мне это жутко не нравится. Особенно когда проходятся по личной жизни людей, которых уже нет с нами. Всегда думаю: ну зачем это делать?! Выяснять отношения нужно, когда все живы. Неужели люди думают, что если кто-то при жизни не сказал жене, что у него любовница, хотел бы чтобы супруга узнала об этом после его смерти?
И ничего общего подобные шоу с актёрской профессией не имеют.
Лично для меня сцена - место исповедальное. Уже сейчас анализируя себя, понимаю, что в артистки пошла не потому что стремилась к жизни на виду, а потому что человек скромный. И когда обо мне начинают говорить, мне становится от этого неловко. Принято считать, раз артист, значит всюду «душа компании», я же человек молчаливый.
Кстати, когда получила звание народной была изумлена тем, сколько жителей города меня знают. Совершенно незнакомые люди поздравляли меня всюду: на улице, в магазине, в поликлинике. Причём называли по имени отчеству. Моя известность стала для меня открытием.
- А как относитесь к ситуации вокруг Михаила Ефремова в связи со смертельным ДТП, которое он устроил?
- Может быть так совпало, но никогда в жизни не слышала столько неуважительных высказываний о своей профессии, как в этот период. Упомянутый артист толкнул этот «камень», когда люди стали о нас говорить: актёришки, актрисульки... Вот этого не могу ему простить, хотя и понимаю, что ему наплевать на моё прощение. В этом же ряду стоит и пресловутая история с режиссёром Кириллом Серебренниковым. Не знаю, как люди говорили о нас раньше, но сейчас им дали повод говорить именно так. Меня это категорически не устраивает.
На памяти и скандальная история с тем же Ефремовым на гастролях в Самаре (нетрезвый актёр прямо во время спектакля со сцены вступил в пререкания со зрителями - прим. ред.). Когда увидела запись этого в интернете, мне стало противно до глубины души. Сколько же можно тебя прощать? Ты что не осознаёшь, что не один, что за тобой стоит целая про-фе-сси-я?! Вообще не понимаю тех, кто позволяет себе горячительное перед выходом на сцену. Как это совмещать? К своей профессии всегда относилась и с возрастом ещё больше отношусь свято. Верю, что театр, как сказал Томас Манн, это место, где толпа превращается в народ. Когда недавно произнесла этот афоризм публично, на меня посмотрели, как на чудачку. А я не смогла остановиться, повторила и добавила: «И дай Бог, чтобы когда-нибудь не случилось обратное - театр стал местом, где народ превращается в толпу».
Джентльмен
- Как правило, артисты выходят на сцену пока силы есть. Применима ли вообще к артистам приставка пенсионер?
- С точки зрения физического здоровья, наверное, иногда применима. Когда Александру Ширвиндту исполнилось 65, он сказал: теперь понимаю, почему мужчин отправляют на пенсию в 60. Дело в том, что наступает период, когда заканчиваются силы. Нет, это не постоянное состояние, но иногда знать о себе всё же даёт. Не могу сказать, что раньше была обижена ролями, но сейчас для своего возраста играю много и ощущаю себя в хорошей форме. Как-то в соцсетях прочла, что в одном театре заслуженную артистку России пенсионного возраста увольняют даже не предупредив. Я оставила комментарий, что горжусь тульским театром, где даже речи о подобном быть не может. Понятно, что в театре должны быть молодые артисты, но у нас играют все и никто не говорит, что мы старые. У нас и восьмидесятилетние заняты в спектаклях. Наш театр ведёт себя, как джентльмен.
- Как вы пережили пандемию?
- Впервые в жизни сидела дома четыре месяца. Даже в декретном отпуске такого не было - родив ребёнка, я уже через месяц уехала с ним на гастроли. А тут оказалось тяжко и первый месяц была в шоковом состоянии. Многие бравировали, мол, появилось много времени для домашних дел: мы моем, убираем, чистим... У меня так не случилось - не помыла и не убралась. Подходила к книгам и понимала, что не хочу их читать. Хотя именно они и спасли. В один момент я взялась перечитывать профессиональную литературу, которая никому не интересна кроме актёров. Так время и скоротала. Конечно безумно рада возвращению жизни в нормальное русло и началу репетиций.
- Обычно актёры неудовлетворены своим послужным списком. А вы?
- Мне всего достаточно. А что сочтут нужным дать мне сыграть, с учётом профессионального уровня, я сыграю. Безусловно дорожу теми ролями, которые есть и каждый раз выходя на сцену, получаю от них удовольствие.
- В репетициях какого спектакля вы сейчас заняты?
- Дмитрий Краснов работает над постановкой пьесы «Прощальный смех» и одну из ролей репетирую я. Это жанр скандальной комедии. В профессиональном плане материал крайне интересный и чем больше репетирую, тем больше мне нравится. Очень хочется, чтобы зритель по достоинству оценил будущий спектакль. Он обещает быть очень смешным. Большего не рассказываю, пусть останется интрига. А премьера «Прощального смеха» запланирована на 9 октября.
Столичный шарм
- Вы давно полюбили Тулу. Хочется ли что-то в ней изменить, сделать художественнее?
- Тула сделала такой скачок, что, честно говоря, я уже думаю привозить друзей, в том числе из Санкт-Петербурга, и показывать им наш город - хочется похвастаться. Я даже в соцсетях выкладываю фотографии с видами города, потому что это здорово. А гости из Москвы, прямо сказали, что у Тулы появился некий столичный шарм. Радуют изменения, которые происходят и в области - столько усадеб преобразилось. Это надо увидеть и нам, тулякам. А изменить в культурном пространстве хотелось бы уровень его подачи и, что немаловажно, уровень восприятия. Нам самим нужно научиться дорожить тем, что имеем.