Работает совесть. Кого туляки ждут на остановках

Антонина Позднякова / АиФ

Пять лет назад «АиФ в Туле» проводил конкурс «Народный водитель». Тогда среди его победителей был известный в Туле человек Владимир Синяков, который сегодня работает на маршруте №9.

   
   

Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Владимир Викторович, пассажиры влюбляются в вас с первой поездки. А первый выезд на городской маршрут помните?

Владимир Синяков Фото: АиФ/ Антонина Позднякова

Владимир Синяков: Первый мой маршрут был 1т, на котором я проездил шесть лет. Именно там я понял: не хочу молчать, хочу разговаривать с пассажирами и делиться с ними хорошим настроением.

Как-то утром в пустой салон зашли две старушки и начали делить одно место: там сумки было удобнее поставить. Жду, пока присядут, чтобы ехать дальше, а они всё не угомонятся. Поворачиваюсь, говорю: «Добрый день! С хорошим настроением вас!» Они удивлённо посмотрели на меня и сели. Сработало, а дальше понеслось. Некоторые коллеги спрашивают: «Почему ты говоришь пассажирам спасибо, ведь ты их везёшь, а не они тебя?» Но я с ранних лет знал, что надо прежде всего уважать тех, кого ты везёшь.

В 1976 году мне было 15 лет – для водителя годочков не хватало, поэтому пошёл учиться на автоэлектрика, чтобы уж начать свой путь, как говорится с низов. Учился в Новомосковске, проходил практику, познакомился со старыми водителями. Какая это школа культуры была!  Какая готовность к любой ситуации и понимание, как с ней справиться!

- Вы дух черпали у старой гвардии, а как насчёт нынешней молодёжи, которая в первую очередь ориентирована на заработок, а не на свой профессионализм, не на интеллигентность во взаимоотношениях с пассажирами и коллегами на дорогах?

Досье
Владимир Викторович Синяков. Родился 6 июля 1961 в Костроме. Переехал с родителями в Тулу, когда ему исполнилось восемь лет. Учился в Новомосковске, работал в Донском, Узловой, Кимовске, Алексине. Женат. Воспитал пятерых приёмных детей. Теперь у него семеро внуков.

- Так надо воспитывать. Прямо на дороге. К примеру, едем мы параллельно с водителем другой маршрутки, мы  с ним конкуренты: от того, сколько человек на остановке мы посадим, зависит наш заработок. Вижу, на повороте он хочет меня обогнать, чтобы первым прибыть на остановку. Что делаю я? Просто притормаживаю и пропускаю его вперёд. Совесть работает в любом случае. Он видит, что я уступаю ему, иногда даже может проехать эту остановку в знак благодарности. Вот так и воспитываем друг друга, то, что заложено старыми водителями, передаём друг другу. 

   
   

- Ваш «роман» с автотранспортом длится 40 лет. Многое изменилось на дорогах?

- Многое. Ещё недавно на дорогах была вакханалия.  Ездили, кто как хотел.  Если ты выезжаешь с остановки, многие старались тебе прижать. Мол, не лезь, это моя полоса. Сейчас этого нет. Отношения между водителями легковушек и маршруток наладились. 

Если кто-то умеет пользоваться моментами, не мешая, то и пропускать приятно. Но есть и те, кто специально подрезает, это в первую очередь говорит о нём как о человеке. Автолюбитель не должен подвергать опасность других участников движения.

- Городские власти взялись за частников. «Калёным железом» штрафов прививают культуру вождения и приучают останавливаться не где придётся, а где положено. Чувствуете результат?

- Появилась дисциплина. Вот, например, на нашем маршруте мы чётко соблюдаем трёхминутный интервал.

Я бы обратил внимание власти на остановки. Не все из них удобно расположены для пассажиров. Вот взять улицу Токарева. Есть остановка «Сакко и Ванцетти» и остановка «Магнит», а между ними находятся стоматология, клиника – места куда едут люди с костылями, с маленькими детьми, и получается им ещё надо идти пешком. Может, лучше делать остановки рядом с социальным объектами?

Есть у меня давняя мечта. Мне очень хочется, чтобы в Туле было метро, наземное или подземное, чтобы человек от областной больницы за пять минут мог добраться до Зеленстроя. Разве плохо?

Есть у меня давняя мечта. Мне очень хочется, чтобы в Туле было метро, наземное или подземное, чтобы человек от областной больницы за пять минут мог добраться до Зеленстроя. Разве плохо? И дорога разгрузится.

Утром у нас заполнено Заречье, постоянная пробка на троллейбусном кольце на Зеленстрое. Почему бы в час пик не сделать на таких участках реверсивное движение, отдав одну из встречных полос под движение в ту сторону, куда образуется пробка. Для этого, конечно нужна специальная разметка, бригада сотрудников ГИБДД. Но  при этом  они же быстрее бы приезжали на место аварии, и скорее устранялись бы последствия.

- Кстати, насчёт аварий. Сейчас чтобы их число сократить ужесточают правила сдачи на права…

- Когда я сдавал, мы отвечали всего на 10 вопросов, но, на мой взгляд, лучше пускай они усложняются и ужесточаются, чем человек лишится жизни по незнанию. Это же не просто так делается. На экзамене понятно, лишь бы ответить, но ведь в конечном итоге ты обманываешь не инструктора, а себя. Правила дорожного движения надо также любить, как и свою технику.

Куда расширяемся?

- Вы сменили несколько маршрутов. Есть какая-то специфика на каждом?

- На пятом трамвае проработал четыре года, после пошёл в муниципальный транспорт. Но я не смог там работать, не хватало общения, жизни вместе с земляками. Не буду же я на весь автобус кричать, хотя с микрофоном ездил. Но тут  возник казус. При выходе все пассажиры благодарят, кто шоколадку, кто спасибо скажет. Пока пол-автобуса пройдёт мимо кабины, уже все графики прозеваешь. 

Поэтому ушёл на 23 маршрут. Три года поработал, а потом пришёл на девятый. Свои перемещения я называю расширением зоны действия хорошего настроения. 

У меня есть даже постоянные пассажиры. Однажды зашла девушка лет 19 и на весь салон говорит: «Я так долго вас ждала».

- А часто ездите как пассажир?

- Когда есть время. Очень люблю ездить в общественном транспорте и наслаждаться видами города, особенно ночью.  Ну и шучу в салоне, конечно же. Некоторые по голосу меня узнают, некоторые по шуткам.

- А шутки и общение за рулём не отвлекают от дороги?

- На самом деле всё происходит под большим контролем. У водителя хоть голова как у совы и не крутится на 360 градусов, но обзор тоже большой.

- Вы юморите и дома?

- Конечно, это помогает не унывать. Жена у меня всегда смеётся, но одергивает «ты уже взрослый», а я не могу остановиться. 

Это, наверное, всё заложено родителями с детства. Папа всегда мне говорил «Не унывай!». Я вообще до пяти лет кричал и плакал, как рассказывали родители. Наверное, тогда всё и выплакал, а теперь вот народ развлекаю.

Мне пару раз даже говорили, что у меня проскакивает одесский юмор. Может быть. Я одного своего дедушку не знаю, он ушёл на войну кавалеристом и погиб в 1945 году. Бабушка моя в Одессе до войны работала гувернанткой и познакомилась там с ним, но больше про него мне узнать не удалось, так что может быть есть во мне что-то одесское. Вообще у меня намешано крови самой разной – и кубанских казаков, и немецкая, и азербайджанская, и украинская, поэтому я ко всем пассажирам одинаково отношусь, в моём салоне нет национальностей. Мой салон – это микромир, кто-то инженер, кто-то простой рабочий, но для меня все на одном уровне.

- Говорят, что шуты самые грустные люди на свете…

- Ситуации бывают разные, но завет отца я стараюсь соблюдать всегда. Конечно, наедине с самим собой бывает, что задумаешься, погрустишь, но всё-таки юмор и жизнерадостность – это не маска, это идёт изнутри.

Фото: АиФ/ Антонина Позднякова

Как воспитывали Аню?

-  Ваша дочь Аня водит машину. А как вы относитесь к женщинам за рулём маршруток?

- Приятно, когда в коллективе есть женщина. Относиться к ним надо с уважением и братской любовью. Многие из них имеют высшее образование, но жизнь так сложилось, что пришлось выйти на маршрут и освоить другую профессию.

А насчёт стереотипов расскажу случай. У нас на 9 маршруте работала Наталья, так вот один её пассажир сел потом ко мне и говорит: «Я всю жизнь за рулём, но как она ведёт аккуратно машину, не каждый мужик так сможет».

Мы можем говорить, что угодно, но всё лежит на женских плечах. Слабые они только  в одном: открываются мужчинам, а некоторые этим пользуются. 

- А дочка не хотела по вашим стопам пойти?

- Девчонка она у меня боевая. Решила пойти в кадетский корпус, а пошла на спасателя учиться, потом закончила медицинский факультет и стала представителем фармацевтической компании в Туле.

В меня пошла, был случай, она как раз училась на спасателя и их заставили лезть в люки. Спросили, кто полезет, а там гниль, запах, канализация. Ну моя дважды слазала. Всё потому что в детстве в деревне её приучил. Мешал навоз, она подошла и начала «Фуу!». Я взял её и начал медленно опускать, она ручками вошла, визжала. Зато теперь никакие запахи ей нипочём.

Кому помогает Любовь?

- В этом году вы с женой отмечаете 25-летний юбилей. Как вы познакомились?

- Я отдыхал в Егнышовке. До этого алкоголь не употреблял, а там немного расслабился и не зря, иначе не подошёл бы к ней. Она очень серьёзный человек и сейчас мой самый главный цензор. Я ведь ещё и стихи пишу. Ну тогда познакомились, погуляли вместе, и я сделал предложение. Она долго думала. Минут 15.

Моя жена хоть и серьёзный, но очень сердечный человек, 15 лет она проработала в центре реабилитации несовершеннолетних. Люба видела и малолетних мам, и наркоманов и тех, кто просто замыкается в себе. Каждому из них она старается помочь, пропускает их истории через себя, это восхищает. 

Люба – консерватор, я же скорее в семье новатор, наверное, поэтому и не можем жить друг без друга уже четверть века.