Ну ты и жук! Новомосковец собирает всё, что летает и ползает

Александр рассматривает своих любимых пластинчатоусых в окружении любимых же растений, выращенных собственноручно. © / Из личного архива

Новомосковец Александр Гончаренко многие годы интересуется вопросами естествознания с младых, что называется, ногтей. В матушке-природе интересует его все: птицы, рыбы, звери, травы и деревья. Но самой захватывающей его страстью является энтомология, точнее, одно из её направлений - калеоптерология, «жучиная» отрасль.

   
   

Букашечки-таракашечки

Саша, бывало, явится домой с прогулки и давай выгребать из карманов штанишек всяких жучков и червячков. Уложат его спать, разожмёт он кулачок, и выпадет на подушку чёрный как смоль жук, именуемый в народной детворе «поджигателем». Родители думали, что пройдёт детская блажь со временем, посерьёзнеет мальчик и займётся чем-либо более нужным для жизни. Он и занялся, выучившись на инженера. Но любовь к букашечкам-таракашечкам так и не прошла, даже через полвека. Сейчас в коллекции инженера-энергетика Александра Гончаренко, очень профессионально составленной, разнообразных жуков не одна тысяча. Предпочтение энтомолог отдаёт пластинчатоусым: жукам-носорогам, навозникам, бронзовкам, усачам.

Они не требуют огранки, ибо совершенны. Фото: Из личного архива

«Поначалу собирал всё, что летает и ползает, - говорит Александр Гончаренко. - То есть без какой бы то ни было системы. А в пятнадцать лет выиграл в книжном магазине в лотерею (помните, были такие бумажки в барабанах по 25 копеек?) три рубля. На кино-мороженое тратить не стал, купил книжку - определитель насекомых за авторством преподавателя МГУ энтомолога Николая Плавильщикова. Это и стало стартом для увлечения жуками уже на совсем ином уровне».

Без фамильярности

Наступила в жизни Александра пора производственной практики, во время которой побывать ему пришлось в Белгородской и Смоленской областях, в местах для энтомолога раздольных. В Старом Осколе произошла вот какая история. Стоял в сгущавшихся сумерках у местного вокзала, поезда дожидался. И видит - летит что-то довольно крупное. Птица что ли? Машинально взмахнул рукой, перехватил неизвестного летуна, а тот вдруг как заверещит жалобно, будто птенец. Оказалось, это жук был, а точнее хрущ мраморный. В том же городе несколько раз выезжали с супругой в окрестности погулять в живописных местах, от тульских по составу флоры и фауны сильно отличающихся.

Но не только местными красотами любовались - искали жука-оленя, который, было супругам известно, обитает в здешних местах. Да всё без толку. Отчаялись уже, но когда возвращались с последней прогулки, перед отъездом, смотрят - сидит олень на тропинке собственной персоной, будто сжалился над естествоиспытателями. На радостях схватил искомый экземпляр и тут же получил сильнейший укус. Жуки - они фамильярности не любят.

Фото: Из личного архива

Жужелица, например, садовая, даром, что бог рогов не дал, запросто с нескольких метров выстрелит незадачливому коллекционеру или просто обидчику в целях самообороны из-под брюшка очень неприятной жидкостью, точнёхонько в глаз. Уж Александр про то знает, так как и сам имеет этот в буквальном смысле горький опыт. В определённый период в коллекции Гончаренко стали появляться не только отечественные насекомые, но и экзотические, из Африки, Южной Америки, Океании.

Одних родных среднерусских водится в наших краях более пяти с половиной тысяч видов, - рассказывает он. - Но это, знаете ли, сродни наркомании, всё мало и мало, подавай новых. Да и красивы жуки-иностранцы безмерно. Но и своих, российских, коллекционер не забывает. Есть у него заветный уголок в Подмосковье, где для разбирающегося в жуках и вообще насекомых - настоящий рай.

   
   

А он нынче дорог

Жук-иноземец не только красив, но и недёшев. Например, элефасы, то есть жуки-слоны (самец имеет хобот) или геркулесы, оправдывающие своё название, - $100 за пару. А берутся в Тульской области эти монстры, которые даже в «консервированном» виде внушают опасение, благодаря целой индустрии. Группы хорошо экипированных и специально подготовленных ловцов, в том числе и наши соотечественники, отправляются за моря, ловят наиболее пользующихся спросом у коллекционеров уникальных насекомых, бабочек и жуков. Там же подвергают первичной обработке, чтобы привезти в Россию, сдать либо перекупщикам, либо напрямую коллекционерам. Этот бизнес, правда, очень скоро может свестись к нулю, а дело вот в чём. Правительства заморских стран осознали наконец, что, по сути, таким образом разбазаривается их национальное достояние. Жуков и бабочек стали приравнивать к слоновьим бивням, рогу носорога, медвежьей желчи, тигровым шкурам и тому подобным природным богатствам. И берут насекомых под охрану, в том числе запрещая их вывоз. Контрабандисты, конечно, останутся, но и цены на экзотический товар вырастут в разы.

Жук-усач. Фото: www.globallookpress.com

А у нас? У нас - что рыбу центнерами, что змей клубками, что птиц стаями - бери не хочу. Не говоря уже о насекомых, никто и внимания не обратит. Подумаешь, жучок какой-то, да будь он хоть трижды краснокнижный. И, увы, ситуация никак пока не меняется.

Драгоценный камень

На вопрос, адресованный Александру, почему же всё-таки именно жуки, ответ был следующим: «Для меня жук - как драгоценный камень, который не требует ни шлифовки, ни огранки, всё уже Природа сделала. Недаром в древности жуков вставляли в золотые, серебряные оправы, носили в кулонах и перстнях, что у знати являлось особым шиком и означало принадлежность к элите.

Мир коллекционера Гончаренко жуками, как уже было сказано выше, не ограничивается. Давно и прочно заняла в его душе место фотография живой природы, японское искусство бонсай и ботаника в целом.

Смотрите также: