Мольба о людях. Венёвский епископ о сложных добродетелях и «простых» грехах

Михаил Тихонов / Тульская Епархия

Может ли викарий быть православным, чем монах отличается от священника и как привлечь молодёжь в церковь, рассказывает епископ Венёвский Феодарит, викарий Тульской епархии.

Досье
Епископ Феодорит (Михаил Анатольевич Тихонов). Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. Окончил Рязанское православное духовное училище, Московскую духовную академию. Обучался в магистратуре Практической школы высших исследований в Париже. 16 марта 2010 г. пострижен в монашество с именем Феодорит. Был ректором Московской духовной академии. В 2022 году назначен епископом Венёвским, викарием Тульской епархии.
   
   

«Монахом будешь?»

Алексей Анкин, «АиФ в Туле»: Чем занимается викарий?

Епископ Феодорит - Михаил Тихонов: Должность викария, а в переводе это значит «заместитель», на Руси появилась поздно, где-то в XVIII веке, то есть во времена господства латинского языка в богословской науке.

В наших реалиях викарий есть заместитель правящего архиерея и сан этот принадлежит, как правило, епископу, а на Западе это второй священник на приходе.

- В 11 лет вы уже начали свой путь священнослужителя – стали алтарником, пели на клиросе. В столь юном возрасте это уже было осознанно?

- Вообще призвание к священническому служению почувствовал очень рано, практически ещё научившись говорить, я заявил об этом родителям. Мама, помню, даже руками всплеснула: «Монахом будешь»?

Фото: Тульская Епархия/ Михаил Тихонов

Я не знал разницы между священником и монахом, поэтому ответил, что буду как приходской батюшка. Монашества я захотел позднее. Большое влияние оказали книги о житии глинских старцев.

   
   

Мне тогда было 15 лет и, по счастью, рядом открылся монастырь, где я впервые спросил о том, смогу ли я стать монахом. Мы до сих пор с отцом Амвросием вспоминаем, как он сказал, что мочь то я могу, но если родители не будут против, так как конфликтовать с ними и разлад в семью он не хотел вносить.

Мама сильно переживала по этому поводу, но в итоге, когда мне исполнилось 29 лет, родители полностью меня понимали и поддерживали, а моё монашество было не детской прихотью, а осознанным и серьёзным решением.

- У обывателей, в силу разных обстоятельств, складывается определенный идеальный образ архиерея, а какой образ рисовали себе вы?

- Не скажу, что, будучи студенто, представлял себя архиереем и думал о том, каков я буду в этом служении - такое желание само по себе считается тщеславием и гордостью.

Ориентируюсь на уже почивших, ибо сказано «не суди о человеке покуда не увидишь его кончину – если конец пути благой, значит и жизнь его была доброй, и может служить примером».

Для меня таковыми являются святители Василий Великий, как идеальный для меня епископ, Григорий Палама и более близкий к нашему времени Филарет Московский.

- Условно сравнивая места ваших прежних служений с нынешним, отличаются ли паства или духовенство?

- Мне довелось три года учиться во Франции, и по возвращении домой я попросил матушку Феодосию помолиться о том, чтобы служение моё проходило всё-таки на Родине. Дело в том, что не каждый имеет склонность жить на чужбине, неизменно принимая часть чужой культуры, которая неминуемо вытесняет часть родной. Я русский человек и мне это давалось очень тяжко – не хотелось терять ничего из приобретенного с детства на родной земле.

Фото: Тульская Епархия/ Михаил Тихонов

В остальном мне довелось служить в Центральной России, где я вижу городских прихожан, приходящих в Церковь более осознанно, чем полумистическое восприятие веры в сельских приходах, где сильна именно обрядовая часть, особенно среди пожилого населения. Конечно, потребительское отношение есть и там и там, равно как присутствует и желание всё-таки стремление к духовному развитию и совершенствованию.

Очень радует, что молодые люди, независимо от места проживания, приняв решение придти в храм, стараются идти по дороге веры как по лестнице, то есть понимая, что за каждой духовной ступенью следует очередная.

Пить из источника не заставишь

- Почему в храмах мало подростков и студентов, а попытки создавать какие-то православные молодёжные движения, мягко говоря, не успешны?

- Это очень хороший вопрос, на который я со временем формулировал для себя ответ. Мы понимаем, что человека можно к источнику привести, но пить его не заставишь, пока сам не захочет. Так же и с молодёжью в христианстве – воскресная школа, куда родители приводят детей, это источник, и чтобы молодые люди преодолели себя и наклонились попить, надо довести до них простую истину о том, что Церковь Христова всего лишь проводник к Богу.

Это не цель, как думают даже некоторые священники, считая, что если молодёжь как-то исповедуется и причащается, то и больше ничего не надо. Важно, что у молодого человека на душе, потому что если во время совершения Таинств у него нет живого общения с Богом, то он и не пьёт из этого источника, но вкусив единожды сладость общения с Богом, он никогда не уйдет из Церкви.

- С назначением в Венёвское викариатство вы освобождены от должности ректора Московской духовной академии, тем не менее, вернулись в эту теплицу, чтобы пестовать молодых священников уже в качестве преподавателя. Есть ли в связи с этим какой-то дискомфорт и не поменялись ли отношения с коллегами, для которых вы ранее были начальником?

- В общении с педагогами ничего не поменялось, а вот студенты стали более открыты и могут рассказать о своих проблемах в студенческой среде, что не могли сделать, соблюдая дистанцию между ректором и учеником.

Не чураться технологий

- Чем можно объяснить некоторую инертность православных, в том числе и духовенства, значительная часть которых не считает важным нести свет Евангельских истин с использованием новых технологий?

- Начну с себя – мне не чужды новые технологии, что подтверждается и нашей с вами беседой, которая, надеюсь, будет полезна для зрителя, и наличием у меня канала на YouTube с проповедями, и присутствием в различных соцсетях. 

Фото: Тульская Епархия/ Михаил Тихонов

Каждый священник должен по своему рукоположению проповедовать, постоянно вспоминая слова апостола Павла: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!»

С другой стороны, если бы мы все были, как апостол Павел, который свою проповедь подтверждал делами…

Дело то в том, что для того, чтобы зажечь огонь в сердцах других людей, нужно этот огонь иметь в своём сердце, но нет миссионерского огня, если ты не ведёшь внимательный христианский образ жизни.

Меня студенты часто спрашивают, мол, владыка, вы вот нам проповедуете, а сами-то следуете своему слову… Всегда отвечаю, что я первый слушатель своих проповедей, во время которых, побуждаю сам себя к стремлению к более духовному образу жизни.

Проповедовать надо – в храме обязательно, жизнью - в идеале, чтобы человек без слов был живой проповедью о Христе Спасителе, ну и нельзя чураться современных технологий.

- Недавно столкнулся с таким проявлением бытового нигилизма – мол, Богу незачем служить, так как Он пришёл для того, чтобы служить людям, вот пусть и служит…

- Если человек, обращаясь к немощным родителям, заявляет, что ничего им не должен, так как не просил их приводить его в этот мир и значит, напротив, они ему должны денег, квартиру и так далее, то здравый человек будет изумлен и возмущён такой неблагодарностью.

Фото: Тульская Епархия/ Михаил Тихонов

Здесь же мы говорим о Создателе, который нам вообще ничем не обязан, а вот человек Богу обязан всем, поэтому когда к Богу обращаются как к дарителю какой-то удачи, ничего хорошего из этого не выйдет.

- Какими самыми сложными для исполнения являются добродетели, и какой грех наиболее легок для преодоления человеком?

- Говорю не от себя, а основываясь на опыте каждого человека, стремящегося изменить себя к лучшему - самыми сложными добродетелями являются смирение и целомудрие, а грех проще всего избежать тот, к которому нет природной предрасположенности.

- О чём в своих молитвах просит Бога архиерей?

- Служа в Скопинской епархии я составил для себя молитву… Конечно, дословно её сейчас не вспомню, но суть в том, что, как подтверждает это Святейший Патриарх, архиерей должен молиться о людях, а потом о себе. Моя молитва завершалась просьбой ко Господу дать мне сил на изменение своей жизни, чтобы встать на тот путь идеала, который я проповедую, чтобы не быть недостойным перед Богом и проповедуя другим, не остаться без милости и награды Божией.

Благодарим за помощь в подготовке материала творческую студию «Обитель» при Успенском мужском монастыре Новомосковска.